year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Педагог от Бога и директор по призванию - «Местный спрос»

Педагог от Бога и директор по призванию

Недавно на здании средней школы №2 им. К.Д. Бальмонта была установлена мемориальная доска в память о директоре этого учебного заведения, почётном гражданине г. Шуи Альбине Николаевне Капраловой.

 Педагог от Бога  и директор по призванию

Сегодня мы хотим рассказать нашим читателям, каким она была педагогом, директором, человеком. Все успехи, достижения, шаги в будущее школа №2 делала именно под руководством Альбины Николаевны Капраловой. Вежливая, тактичная, умная, красивая, с доброй улыбкой, профессионал с большой буквы – такой Альбину Николаевну Капралову помнят её ученики, коллеги и просто знакомые.

Всю свою жизнь Альбина Николаевна посвятила педагогической деятельности. Сначала это было преподавание русского и литературы в школе №10, затем директорство в школе №2. А ещё в послужном списке А.Н. Капраловой – работа депутатом, звания «Почётный гражданин г. Шуя», «Отличник народного просвещения» и «Ветеран труда».

Школа №2 с её заслугами, достижениями, проблемами за многие годы стала для А.Н. Капраловой родным детищем, её гордостью, а сегодня ещё и памятником её педагогического труда. За время, пока А.Н. Капралова находилась на посту директора школы, это учебное заведение вошло в число лидирующих образовательных учреждений города. До сих пор за звание стать учеником школы им. К.Д. Бальмонта ежегодно борются сотни первоклашек. И это тоже заслуга А.Н. Капраловой.

А ведь в семье, где родилась маленькая Аля, учителей не было. Да и сама она в школьные годы мечтала о белом халате врача. Но судьба распорядилась иначе, и после окончания средней школы №1 Альбина Берегова стала студенткой филологического факультета Шуйского пединститута. После окончания вуза молодой специалист отправилась пробовать свои силы в школе №10, где преподавала русский и литературу. Но должность учителя – лишь начало педагогической карьеры. Впоследствии Альбина Николаевна работала инспектором гороно, а в 1971 году ей предложили возглавить среднюю школу №2. По мере того, как рос её педагогический стаж, накапливались опыт и мастерство, Альбина Николаевна всё больше убеждалась, что именно это – главное дело её жизни.

Вся жизнь Альбины Николаевны Кап­раловой – бесконечная преданность выбранному делу и служение людям. Она всегда была человеком отзывчивым, чутким и неравнодушным к чужой беде. Всегда протягивала руку помощи нуждающимся в ней, поддерживала не только словом, но и делом. Благодаря своему опыту, знаниям, целеустремлённости Альбина Николаевна пользовалась у коллег, родителей и учеников заслуженным авторитетом и уважением.

По словам Альбины Николаевны, для всех повседневных дел и забот директора, пожалуй, и 48 часов в сутках было мало. Успеть нужно было многое: и к педсовету подготовиться, и на уроках учителей побывать, и на совещании выступить, и с родителями учеников побеседовать… Но Альбина Николаевна – успевала. У неё, по воспоминаниям её коллег, всё было разложено «по полочкам», рабочий день расписан по минутам, всегда был плотный график работы, практически без выходных и праздников. Многих поражало в А.Н. Капраловой умение собраться и быстро мобилизоваться, а также её безмерное спокойствие и сдержанность. В любом разговоре, даже если речь шла о каких-то проступках её малолетних подопечных, она всегда была спокойна, ровна и в то же время очень убедительна в своих аргументах.

О себе Альбина Николаевна рассказывать не любила. Но когда речь заходила о школе, детях, она преображалась. Она всегда с радостью рассказывала о своём учебном заведении, о коллегах-педагогах, об учениках. А как же иначе, ведь большую половину жизни она отдала любимому делу –

воспитанию детей. А.Н. Капралова свои заслуги и почести не привыкла выставлять напоказ и считала, что лучшая оценка её труда –это уважение коллег, интересная, насыщенная школьная жизнь да память вчерашних выпускников о своём втором доме, пронесённая ими сквозь годы и десятилетия. А память действительно жива, и ученики, даже самые нерадивые, сегодня с благодарностью вспоминают своего любимого директора.

Огромная заслуга Альбины Николаевны и в том, что в школе сложился сильный, работоспособный, высокопрофессиональный педагогический коллектив, для которого педагогика – это не просто слово, это стиль жизни, это цель жизни, это творчество и любимое дело. Альбина Николаевна, как опытный дирижёр большого оркестра, сумела создать сплочённый коллектив единомышленников, где каждый учитель, как виртуозный музыкант, творит общее дело.

Сегодня школа №2 носит имя русского поэта К.Д. Бальмонта. За этим званием стоит колоссальный труд всего педагогического коллектива под руководством А.Н. Капраловой. В процессе подготовки было собрано огромное количество материала, сделано множество разработок. Постепенно обычная средняя школа стала превращаться в школу-музей. По воспоминаниям коллектива, рождался музей в муках, ведь в сложные девяностые необходимо было достать средства на организацию задуманного, и эти проблемы легли, конечно, на плечи директора. Но труды не стали бесплодными. Сегодня школа носит имя поэта Серебряного века, а некогда школьные мероприятия, посвящённые поэзии К.Д. Бальмонта, выросли до уровня городских конференций. Венцом же педагогической деятельности Альбины Николаевны на посту директора стало лауреатство школы в областном конкурсе «Школа года».

На протяжении всей своей педагогической деятельности А.Н. Капралова была не раз удостоена множества наград. Но главной, высшей наградой для педагога являются не грамоты, а слова благодарности от учеников и родителей. Жаль, что сегодня это невозможно сделать, глядя в глаза любимому директору. Тем не менее желание благодарить Альбину Николаевну Капралову не иссякает. Ученики и коллеги помнят своего директора. И память эта – светлая и добрая.

Воспоминания

Надежда Александровна ШЕЛЕХОВА, ученица и коллега:

– Я училась в школе №10 в 6 классе, когда 1 сентября к нам в класс вошла новый учитель русского языка. Молодая, красивая, с пышной причёской, она только начинала свою педагогическую деятельность. Это была Альбина Николаевна Капралова. Мы полюбили её сразу, а она полюбила нас. Какие у неё были интересные уроки! Она добивалась прочных знаний по предмету. У меня до сих пор нет проблем в написании даже самых сложных случаев в русском языке. До сих пор всё в памяти. На уроках русского всегда был лес рук и чёткая дисциплина. Она была очень доброжелательной, уравновешенной, никогда не ругала и не унижала учеников, получивших неудовлетворительные оценки. Она никогда не ругалась, при этом умела разговаривать с нарушителями дисциплины так, что им было очень стыдно. Вот какой у неё был авторитет! Альбина Николаевна очень любила литературу, и эта любовь передалась нам. Мы читали запоем, причём сверх программы. А какие в школе делали литературные вечера! Она всегда помнила ребят, которые учились в школе, причём всех поимённо. Когда я возглавила Центр детского творчества, тогда ещё Дом пионеров, мы тесно общались с А.Н. Капраловой. Она никогда не забывала поздравить с праздником. Я всегда удивлялась, как она всё успевает. Из наших разговоров я понимала, как она переживала за свою школу: то крыша текла, то отопление подводило. Она мечтала капитально отремонтировать здание школы. Альбина Николаевна очень гордилась своим педагогическим коллективом. А.Н. Капралова была настоящим педагогом, хорошим руководителем, замечательным человеком. Всегда вызывала у меня великое уважение. Я очень рада, что мы с ней были близкими людьми, этим знакомством я очень горжусь. Обидно, что не стало такого педагога и прекрасного человека. Сегодня всё реже и реже мы встречаем таких добрых, порядочных людей и замечательных педагогов. Уходит это поколение педагогов – очень жаль. Светлая ей память.

Светлана Юрьевна ХРОМОВА, коллега:

– Школа №2 им. К.Д. Бальмонта может гордиться не только своей историей, уходящей ко второй половине XIX века, но и целой плеядой достойных педагогов, многие из которых по праву считаются гордостью не только образовательного учреждения, но и города. В ряду этих достойных людей стоит имя директора школы Альбины Николаевны Капраловой. В лихие 90-е мы учили детей прекрасному: обучали петь, танцевать, красиво говорить, правильно вести себя. Как это было ново, свежо, интересно! Стараясь сохранить и приумножить лучшие традиции гимназии и советской школы, мы внедряли современные формы, постепенно рождались другие интересные традиции. Именно при директоре Капраловой школа серьёзно берётся за работу над популяризацией среди школьников и жителей города образа поэта К.Д. Бальмонта. В будущем имя поэта Серебряного века станет своеобразным эталоном, который будет ассоциироваться не только со школой, но и с культурным наследием города. Инициативы молодого, активного коллектива учителей Альбина Николаевна продвигала на общественном уровне. В 1992 году прошёл I детский Бальмонтовский фестиваль поэзии, ставший в будущем известным фестивалем юных поэтов и любителей слова «Золотой эльф»… Все успехи, достижения, шаги в будущее школа делала под руководством Альбины Николаевны Капраловой. Увы, жизнь, даже столь достойного человека, к сожалению, не вечна. Но память о ней останется среди коллег, родителей и, конечно, учеников. Школа и сейчас остаётся социокультурным центром для учителей-ветеранов, выпускников, творческой интеллигенции города. Отрадно, что столько нужного, интересного и важного произошло при таком мудром, человечном и понимающем директоре, каким всегда была Альбина Николаевна.

Марина Николаевна КИРИЛЛОВА, коллега:

– Капралова Альбина Николаевна… Это имя для меня связано с нашей замечательной школой №2. Когда-то, много лет назад, я пришла работать в эту школу после окончания музыкального училища. И вот позади 40 лет педагогической работы в школе, и я считаю, что этот длинный путь я одолела благодаря Альбине Николаевне. Мудрой, сдержанной, терпеливой, уверенной в успехе каждого учителя. Она вселяла любовь к профессии, заряжала оптимизмом, заставляя поверить в свои силы. Каждое утро Альбина Николаевна приходила в школу, с улыбкой встречая и ребят, и учителей. Кого-то она похвалит, кого-то пожурит, а кому-то и подскажет. Обаяние естественности, доброты, простоты – её отличительные особенности. Её коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывало искреннее уважение у тех, с кем ей пришлось работать. Она обладала каким-то неугасающим оптимизмом, удивительным умением видеть выходы во множестве разных ситуаций и всегда была готова помочь своим учителям. В этой женщине столько красоты, стати и силы, что хочется сказать: «Мне было очень хорошо работать с таким руководителем и просто повезло встретить в жизни этого прекрасного человека!»

Александр ИПАТОВ, ученик:

– Наш директор была удивительным человеком. Её ценили и уважали учителя, родители и даже самые отъявленные хулиганы. Её уроки истории были полны любви не только к своему предмету, но и к ученикам. А дети это отлично чувствуют! И сейчас те самые дети, которые уже давно выросли, благодарят своих учителей за то, что те научили их преодолевать трудности и штормы моря под названием взрослая жизнь.

Елена Валентиновна БОРИСОВА, выпускница школы, учитель русского языка и литературы школы №2:

– Когда из восьмилетней школы №15 я пришла учиться в 10 класс школы №2, директор А.Н. Капралова показалась мне сначала очень строгой. Статная, безукоризненно одетая, с красивой высокой причёской, она, проходя по коридору, внимательно смотрела на нас, столпившихся на перемене у окон, и на нестройное «здрасьте» неизменно приветливо отвечала: «Доброе утро, ребята!». Я хорошо читала стихи, участвовала в школьных мероприятиях, и вскоре, приветствуя Альбину Николаевну при встрече, стала слышать от строгого директора сказанное с улыбкой: «Здравствуй, Лена!». Как же это было приятно! Я думаю, Альбина Николаевна знала по именам добрую половину учеников своей школы. Однажды директору на наших глазах пришлось разнимать дерущихся мальчишек, которых даже дежурные старшеклассники не могли оттащить друг от друга. Альбина Николаевна подошла, взяла одного за руку и негромко, но как-то очень внушительно сказала: «Немедленно прекратите!» И драчуны её сразу услышали! Красные, взлохмаченные, они стояли, опустив головы, пока директор вполголоса объясняла им, что применение силы означает неумение решить проблему или конфликт. Это был настоящий воспитательный момент не только для участников потасовки, но и для всех заинтересовавшихся происходящим учеников. Через 8 лет я пришла работать в школу в качестве учителя. И вновь меня встретил доброжелательный взгляд умных, внимательных глаз Альбины Николаевны. Сейчас я понимаю, как нелегко ей приходилось: директор была и педагогом (учителем учителей), и хозяйственником, и кризисным менеджером. А ещё психологом, адвокатом, социологом, дипломатом… Для Альбины Николаевны Капраловой должность директора школы вместила эти и ещё много других профессий, что и делало её по-настоящему мудрым, чутким, понимающим руководителем.

От 11 Октября 2023 года Анна ЧИСТЯКОВА, Александр ИПАТОВ, фото из открытых источников.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий