year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
На службе у психолога - «Местный спрос»

На службе у психолога

Накануне профессионального праздника «МС» побывал в закулисье психологической студии.

На службе  у психологаДеятельность психолога – одна из самых сложных и невероятно ответственных. Для работы со сложным механизмом – внутренним миром человека – психологу необходимы тончайшие инструменты, которые позволят достичь цели.

И такие инструменты в арсенале специалистов есть. Именно они позволяют найти подход к посетителю и помочь ему в дальнейшем обрести психологическое равновесие. О самых действенных и популярных инструментах психологов «МС» побеседовал с руководителем психологической студии «Равновесие» Натальей Удаловой.

Что за МАК в кабинете психологов?

«Мак или метафорические карты пришли на помощь психологам из области искусства, и считаются одним из видов арт-терапии», – рассказывает Наталья Владимировна. Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок с яркими изображениями людей, животных, пейзажей и ситуаций, с помощью которых можно глубже погрузиться в бессознательное и помочь взрослому или ребёнку распознать свои проблемы и переживания, получить ответы на важные вопросы, разобраться со своими мечтами и страхами, понять, что делать дальше.

По словам Н. Удаловой, метафорические карты не поддаются интерпретации психологом. Клиент сам рассказывает, с чем у него ассоциируется то или иное изображение, делится образами и воспоминаниями. Главная задача ассоциативных карт – погрузить человека в мир его бессознательного. Наблюдая за этим процессом, специалист понимает, как в дальнейшем работать с клиентом.

Очень часто МАК позволяют раскрыть подростка, который изначально отказывался работать с психологом. «Когда достаю карты, у многих сразу появляется интерес в глазах, – говорит руководитель психологической студии. – Преимущество применения метафорических карт состоит в том, что их можно применять от пяти лет и до бесконечности». Карты безопасны в работе, часто не вызывают сопротивление, так как, описывая карту, человек говорит не о себе, не о своей «болевой точке», а просто о картинке. «Но проводить работу с МАК, – оговаривается Наталья Владимировна, – можно только после качественного обучения».

Нейрографика – через линии к озарению?

Следующий метод, которым пользуются психологи студии «Равновесие» – нейрографика. По словам Н. Удаловой, это творческий метод, который помогает осознать свою проблему и найти её решение через рисование по специальному алгоритму.

Этот метод относительно новый. В нём с помощью рисования определённых линий и фигур человек лучше понимает свои неосознаваемые мысли, чувства, идеи и постепенно приходит к решению проблемы. «Иногда нейрографику называют разговором со своим подсознанием при помощи линий и форм, – объясняет Наталья Владимировна. – Таким образом, через рисунок можно оказать влияние на процессы, протекающие в мозге».

К человеку, который рисует по нейрографическому алгоритму, приходят решения проблем в виде озарения, вдохновения. Этот метод подходит всем, кто ищет нестандартные решения сложных задач. С помощью нейрографики, по словам нашей собеседницы, можно избавить человека от подавляемого чувства вины, гнева, стыда и других эмоций, возникших из-за психологических травм. Нейрографика тренирует психическую устойчивость, спокойствие, помогает лучше понять себя, свои цели, социальное окружение.

«У нас в психологической студии используются оба метода для помощи взрослым и детям, – рассказывает специалист. – А скоро мы начнём проводить и трансформационные игры».

Музыкальную терапию – в студию!

Не так давно руководитель психологической студии выучилась на музыкального терапевта. «У меня есть музыкальное образование, поэтому соединить музыку с психологией хотелось давно», – делится своими мыслями с «МС» Наталья Владимировна. По словам Н. Удаловой, музыкальная терапия для детей не подразумевает обучение нотной грамоте или технике игры. Дети самостоятельно «играют» на инструментах, выполняя определённые задания. Например, играя на маракасах, ребёнок может изобразить эмоцию радости или испуга, а играя на металлофоне – учится различать оттенки музыки, вспоминая звуки природы. Бубном «стучит ритм», развивая речевую активность, на дудочке выполняются дыхательные упражнения, которые очень хорошо помогают справляться с агрессией, а при прослушивании классической музыки у детей нормализуется настроение.

Как рассказала психолог, известно, что во время прослушивания разных мелодий определённые участки мозга начинают активно работать в связи с воздействием музыки и ритма на мозговые структуры, улучшается настроение, отмечается положительное воздействие на дыхательную и нервную системы. «Поэтому на занятиях мы слушаем разную музыку: пение птиц, звуки леса, дождя, – рассказывает Н. Удалова. – Это расслабляет и успокаивает детей, которые испытывают страхи или тревожность, а ещё мы рисуем музыку». У каждого ребёнка после прослушивания музыки остаются впечатления и создаются уникальные образы: их мы раскрашиваем и обсуждаем, заодно учимся познавать свои эмоции, озвучивать их и лучше понимать. «Пока у меня в кабинете нет фортепиано, но в планах есть занятия с использованием живого звука», – делится планами руководитель «Равновесия».

Сказочное лечение

По мнению нашей собеседницы, лечение сказкой позволяет бережно воздействовать на психику ребёнка. Суть метода заключается в том, что вымысел, метафора, волшебные превращения, которые несёт в себе сказка, вызывают у слушателя множество самых разнообразных эмоций: негодование, радость, удивление, восторг, гнев, страх, жалость, восхищение. «Рассказывая ребёнку сказку, мы погружаем его в удивительный мир, полный необыкновенных происшествий, – говорит Н. Удалова, – проживаем происходящие с героями события, наблюдаем за их поведением, реакциями, монологами, диалогами, что составляет основу терапии». Например, с помощью сказки про семью мышат психолог вместе с ребёнком переживает моменты, когда мышонок не хочет ходить в садик или не любит чистить зубки. «С помощью сказочных героев мы прорабатываем разные ситуации с ребёнком, – делится своими секретами Наталья Владимировна. – Разговариваем, обсуждаем, а потом рисуем».

Вот сколько дополнительных помощников подключают психологи в своей работе. Каждый из этих инструментов помогает специалисту находить возможность помочь человеку и решить его психологические проблемы.

От 15 Ноября 2023 года Анна ЧИСТЯКОВА, фото из открытых источников.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий