year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Театр достаёт «людей из сундука» - «Местный спрос»

Театр достаёт «людей из сундука»

Второй сезон стартовал в театральной инклюзивной студии «Вместе».

Театр достаёт  «людей из сундука»

Театр достаёт  «людей из сундука»

Театр достаёт  «людей из сундука»

Театр достаёт  «людей из сундука»

Театр достаёт  «людей из сундука»

Театр достаёт  «людей из сундука»

Корреспондент «МС» побывала на одной из репетиций и узнала о жизни молодого особенного сообщества творческих людей.

Театр образован на базе шуйского подразделения Всероссийского общества инвалидов и общественной организации «Солнечный круг», её членами являются семьи с детьми с особенностями развития. 14 июля студии исполнился год. О том, как прошёл этот год, и как театр планирует развиваться в дальнейшем, нам рассказали режиссёр студии Марина Батория и член студии, руководитель шуйского отделения организации «Солнечный круг», мама особенного ребёнка Елена Горшкова.

Елена: – Цель нашего театра – социализация и реабилитация детей с особенностями. Сделать это решили в инклюзивном творчестве, когда в одном коллективе собраны обычные актёры и особенные ребята. Дети с особенностями развития видят здоровых людей, они за ними тянутся, и мы видим результаты, которые даже мы, мамы, не ожидаем от них увидеть. Мы верим в своих детей, мы максимально стараемся занять их любыми видами деятельности, но театр стоит на особенном месте. Можно даже сказать, что театр лечит.

– Я правильно понимаю, что именно мамы особенных детей стали инициаторами создания студии?

Елена: – Можно сказать и так. Мы пригласили Марину Юрьевну для проведения мастер-класса по театральному творчеству. Это было 14 июля 2023 года. И после этого родился наш театр. Мы стали еженедельно встречаться. Сначала наши занятия проходили на базе общества инвалидов на Костромской улице, а потом нам выделили для репетиций помещение на площади Фрунзе в бывшей музыкальной школе, где сейчас находится «Колыбель».

Интерес к нашей деятельности проявил городской отдел культуры и лично Екатерина Викторовна Починина. Мы очень благодарны, что Марина Юрьевна не отказалась с нами заниматься. Она – наш рулевой, наша опора и надежда. Можно сказать, что мы нашли друг друга.

– Вопрос к режиссёру. В чём состоит основная сложность при работе с особенным коллективом?

Марина: – Самое сложное – это понять репертуар, понять этих людей, смогу ли я работать с ними, и смогут ли они работать со мной. Подобрать репертуар для такого театра очень сложно. В интернете для нас ничего нет. Там даются тексты для больших коллективов, где есть поддержка города, а так как мы начинали как любительская студия, без поддержки вообще кого-либо, то нам было тяжело во всём. Каждый шаг давался с трудом. Но мы шли.

Быстро поняли, что репертуар придётся писать самим. И мы его пишем, ребята помогают, подают идеи. Участвуют все. Сидим вместе, обсуждаем, я предлагаю, другие подают свои идеи, и в итоге всё это складывается в то, что потом зритель видит со сцены.

Были и другие сложности. Естественно, у каждого человека есть свой характер. У каждого нашего актёра – свой характер. И у меня тоже, причём характер очень жёсткий, все это быстро поняли. Первый год работы – это как первый год в браке, люди присматриваются, притираются. Были и слёзы, уходы-приходы, было всякое, но надо было это всё пройти, чтобы понять, что мы нужны друг другу, нужны городу, нужны своему зрителю.

– Я правильно понимаю, что при работе над новым спектаклем вы практически пишите его под характеры ваших актёров?

Марина: – Абсолютно так. Каждый новый спектакль рождается практически как ребёнок, в муках. Да ещё в каких. Даже беря за основу какой-то сюжет, надо учесть число участников, учесть их особенности и возможности, для каждого придумать роль, где он сможет раскрыться. Но чтобы это не было пошло, было интересно, причём и для актёров, и для зрителей.

Елена: – У нас непростой репертуар, но я вижу, что мой ребёнок живёт этим театром, он полностью погружается в роль, он знает все роли, всех участников спектакля и может сказать, кто и что должен говорить и делать. Для нас это огромный прорыв. Мы пробовали и кулинарию, и ЛФК, и рисование. А здесь, в театре, мы практически получаем всё и сразу: и творчество, и физическое развитие, и ментальное, и эмоциональное.

У нас была проблема с выражением эмоций, кстати, это касается и других участников театра – мы до такой степени закостеневаем в какой-то своей парадигме, каком-то своём образе, что выразить без слов одной мимикой и жестами многие эмоции просто не можем. А для аутистов вообще показать какую-то эмоцию – это просто нереально, а они их показывают. Для нас, родителей, – это настоящее чудо и большая радость.

– Сколько человек сейчас в коллективе? И каков возраст участников?

Марина: – Сейчас в студии – 12 человек. Со мной –13. Это уже сложившийся коллектив. Сначала нас было 22 человека, потом по тем или иным причинам люди уходили. Кто-то не мог совмещать репетиции с работой, для кого-то здесь показалась очень жёсткой дисциплина, кто-то понял, что такой театр – не его. Возраст участников – разный. Самый маленький артист – 6 лет. Это Матвей, пришёл он со второго сезона, и сразу влился в коллектив, посмотрим, что из этого выйдет. Уже по первым репетициям видно – что-то в нём есть. Возраст самой старшей я называть не буду. Это мама одного из наших особенных детей. Пусть её возраст будет 23 .

Елена: – Дима всегда идёт сюда с большой радостью. И я вижу этот настрой не только у своего сына. Есть у нас Маша с таким же диагнозом. Её мама пишет стихи, а Маша пишет сказки, у неё даже есть страничка в ВК «Машины сказки». Очень талантливая девочка. Скажу, что люди у нас – уникальные. Да, они не такие, как все, они необычные, но они по-своему интересные и талантливые.

– Марина, что значит быть режиссёром такого особенного театра?

– Скажу по правде, профессия режиссёра – она совсем не девчачья. Тут нужно быть тем самым Карабасом Барабасом с плёткой в руках и с мешком сладостей за спиной. Но сладости – это на самый последний момент, после премьеры. А до этого момента – дисциплина, дисциплина и ещё раз дисциплина.

Работать с разновозрастным коллективом всегда сложно. Для взрослых объясняешь задачу так, для маленьких – иначе. А наш коллектив ещё и сборный, 50 на 50 – здоровые люди и особенные.

Для многих из них даже просто выйти на большую сцену, с чужими людьми – это очень страшно. Но когда мы работаем над спектаклем, все болезни и диагнозы отходят на задний план. Ты переступил порог театра, и теперь вся твоя обычная жизнь где-то там, а здесь ты служишь зрителю. Здесь все равны. Здесь ты либо артист, либо нет.

Для здоровых людей театр – это место, где они избавляются от комплексов. Любого человека, как бы он ни выглядел и с чем бы он ни жил в театре, можно так показать и так раскрыть, что и он сам, и все вокруг удивятся. Почему? Да потому, что ты этот комплекс моментально забываешь только потому, что к тебе здесь так не относятся. Мы работаем с партнёром, с речью, работаем на актёрское мастерство, осваиваем все тонкости работы на сцене. И всё это для комфортного восприятия зрителем. У нас не просто любительский кружок. У нас всё по-взрослому. И люди раскрываются, причём раскрываются не только в театре, но и в другом творчестве, в профессии, в повседневной жизни.

Наша общая задача – по полной выложиться для зрителя. Возьмём ту же «Хатынь». Люди приходят на спектакль, улыбаются, занимают места, а через 15 минут на их лицах – слёзы и такой спектр эмоций, что не передать. И это сделано не профессиональными актёрами, а вот этими инклюзивными ребятами. За 15 минут. Когда ты это видишь – это высшая похвала для режиссёра. Это заставляет работать дальше, расти в профессиональном смысле слова, фантазия у тебя начинает работать активнее. Каждый спектакль – это ещё и шаг к дальнейшему сплочению коллектива, для каждого артиста важно видеть реакцию зала, слышать благодарность в свой адрес, а для этих – особенно.

– Кого из ваших актёров вы бы особенно выделили?

Марина: – Тут сложно выделить кого-то одного. Все роли – интересные, все по-своему яркие. В театре нет главных ролей, нет маленьких ролей. И «Кушать подано» можно сыграть так, что затмить просто всё. И самое главное, что у наших ребят это получается. Иногда даже не понимаешь, как это делается, как это происходит.

Вот, например, Алексей. Он и котом у нас был, и Ванечкой был, и пионером, и серьёзная роль раненого солдата в «Хатыни», который прячется от фашистов, а потом говорит такие страшные слова, что трудно сдержать слёзы – это на 100% его роль.

Или Дима (диагноз аутизм – прим. ред.). Я вообще никогда не предполагала, что мне придётся заниматься с такими людьми. Помню, как в первый день мы со страхом смотрели друг на друга, а на второй-третий уже ходили и обнимались…

А Илья первые два занятия молчал-молчал, а на третий начал говорить. Причём начал говорить свои роли, показав, что умеет прекрасно это делать. У каждого есть такое, что не скажешь, кто лучше, кто ярче. Моя задача, чтобы они все сверкали, чтобы все были на переднем плане, чтобы все запомнились зрителю, запали в душу. Самое главное – нужно было разглядеть в каждом из наших актёров их особенности: поведения, речи, малейшие нюансы. И сделать из этого героя.

Неплохо бы ещё привлечь в наш дружный коллектив грамотного человека для работы с аппаратурой. Пока режиссёру приходится быть во всех местах одновременно. Особенно сложно за всем уследить во время репетиций, когда роль режиссёра – на первом месте, а в это время надо менять звук, свет и т.д.

– Над чем работаете сейчас? С чего начинается второй сезон?

Марина: – Сейчас у нас идёт работа над постановкой ко Дню матери, которая называется «Автобус счастья». Можно сказать, что это философско-мистическая фантазийная история с очень глубоким смыслом, и не одним. Это как раз тот случай, когда в основе спектакля не чьё-то литературное произведение, а совместное творчество режиссёра и актёрского коллектива. Причём началось всё с обычного этюда. Я попросила ребят показать автобус. Я в этот момент ухожу, они репетируют сами и через три минуты выдают мне готовый этюд. Я смотрю и спрашиваю: кто режиссёр? Люба Суслова. Предлагаю взять её идею и в соавторстве написать пьесу для нашего театра.

– А можно немного приоткрыть завесу тайны, в чём оригинальность сюжета?

Марина: – Идея и простая, и сложная одновременно. У каждого – своё счастье. У кого-то – это любовь. У кого-то – деньги. У кого-то – самореализация и т.д. И автобус собирает на остановках людей со своим видением счастья, со своей историей. Куда идёт этот автобус – неизвестно. Может быть, в другой мир, может быть, в страну чудес, а может быть, это вообще чей-то сон. Вместо билетов у пассажиров – шарики определённого цвета, в зависимости от их видения счастья. Но на конечной станции всех пассажиров встречает абсолютное счастье и дарит им шарики белого цвета. Почему белого? Потому-что белый – это спектр всех цветов. И именно этот цвет – абсолютного счастья. Хотите знать, в чём оно состоит? Приходите на наш спектакль и узнаете.

Уже в октябре мы начнём работать над Рождеством. Это будет спектакль «История историй». Сюжет библейский, но в нём переплетутся и человеческие добродетели, и пороки, и конфликт с развязкой. И этим история интересна.

– Несмотря на то, что у многих из ваших ребят проблемы со здоровьем и общением, вы не боитесь браться за серьёзные философские темы?

Елена: – «Теремков» и «Репок» мы насмотрелись на фестивале в Иванове и поняли, что нам с ними не совсем по пути. Хотя изначально нам было сказано, что не рекомендуется с такими детьми ставить что-то серьёзное. Мы пошли на риск. По сути, это был эксперимент, который, как мы видим, себя оправдывает.

Нашу студию когда-то назвали самой доб­рой, мы хотим и далее нести это название. Мы с нашим коллективом сейчас настолько ломаем стереотипы отношения к людям с особенностями развития, потому что в обществе есть к ним совершенно определённое отношение. Таких детей раньше старались не афишировать, где-то спрятать. Их даже называли «человек из сундука».

А мы так не хотим жить. Ну да, к нам в семью пришёл такой ребёнок, я его не стыжусь, я его люблю, стараюсь максимально развивать, и театр помогает в этом на 100%.

Марина: – Самым серьёзным из наших спектаклей, наверное, была «Хатынь». Уверена, что после премьеры, которая была 4 мая, с эмоциями, полученными здесь, наши зрители шли на празднование Дня Победы смотреть парады и концерты совершенно другими людьми. Это было абсолютное понимание и погружение в войну. Нашим ребятам удалось сделать невозможное – за 15 минут передать весь ужас военного времени.

– Вы упомянули о фестивале. Расскажите об этом поподробнее.

Елена: – Мы участвовали в нескольких театральных фестивалях и у нас в Шуе, и в Иванове. Стали лауреатами 2-й степени Всероссийского фестиваля социальных театров. В нём принимали участие театры инклюзивные, домашние и школьные. В составе жюри конкурса были люди, профессионально занимающиеся театральным искусством именно с особенными актёрами, которые не понаслышке знают, что такое инклюзивный театр, знают специфику работы с такими ребятами.

Мы показывали небольшой спектакль развлекательного плана «Шёл трамвай 10-й номер», который в принципе был нашей первой работой, но который нам очень полюбился. Ребята играли его с таким воодушевлением и удовольствием. По сути, мы не ждали наград – приехали показать себя и посмотреть на других. Ведь на тот момент мы занимались всего 4 месяца и были очень рады, что нас заметили, и нашу работу оценили. Честно скажу – это была полная неожиданность, соперничать пришлось с серьёзными опытными коллективами, приехавшими на конкурс. А наш Алексей получил на фестивале звание «Лучший актёр».

– Давайте о проблемах. Где их не бывает. Чего сегодня не хватает театру для дальнейшего полноценного развития?

Марина: – Нам не хватает сцены, не хватает гримёрки – нам не хватает своего помещения. Спасибо, конечно, тем, кто нам дал это помещение, мы рады безмерно и очень им благодарны. Но мы растём. Есть меры ответственности за тот реквизит и оборудование, которое у нас на сегодняшний день есть. Мы их оставляем здесь на свой страх и риск просто потому, что нам негде всё это хранить. Зал, где мы репетируем, не закрывается, да и само здание – аварийное. В итоге что-то дорогостоящее из аппаратуры нам приходится увозить и привозить. Есть люди, которые нам помогают и благодаря кому приобретены свои стойки, костюмы, грим, аппаратура, проекторы, огромный антибликовый экран, дымовые машины и так далее. Но места, где это оставлять, у нас нет. Нам предложили стеллаж в конце коридора, но опять же ответственность за сохранность размещённых там вещей никто не несёт. На сегодняшний день – это наша главная печаль.

Причём нам ведь помогают. В первую очередь нас обеспечивают зрителем. На нашем последнем спектакле были Наталья Владимировна Корягина и Татьяна Валерьевна Журавлёва. Достаточно высоко оценили нашу деятельность. Достигнута договорённость о предоставлении Дома культуры для наших будущих премь­ер, об участии в Русском Рождестве и на 9 мая к 80-летию Победы. Большая сцена – это замечательно. Это новый этап для развития театра. Но вот решить вопрос с нашим домом, где нам было бы удобно проводить полноценный репетиционный процесс, где нашим особенным ребятам можно было на каждом занятии пользоваться необходимым реквизитом для вживания в роль, где мы бы не переживали за сохранность наших вещей, пока не получается.

В городе есть другие театральные студии и для детей, и для взрослых. И это здорово! Я за конкуренцию. Уверена, театров много не бывает, и в Шуе найдётся место для каждого из них. Шую можно сделать нормальным театральным городом, которым она и должна быть.

Мы тоже хотим и готовы развиваться дальше. Будет у нас свой «дом», можно будет говорить и про увеличение численности нашей труппы, и про дополнительные репетиции, и про открытие ещё одной студии для малышей. Сейчас мы этого не можем. Говоря словами Раневской: «Королевство маловато, развернуться негде!»

От 30 Августа Марина ИВАНОВА, фото из архива театра «Вместе».

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий