Чтобы отстоять права, нужны доказательства
По данным специалистов, судом удовлетворяется только половина всех исковых требований о защите прав потребителей.
В этом году День защиты потребительских прав проходит под эгидой потребительского правосудия. Это значит, что механизмы всех служб, которые сегодня так или иначе связаны с защитой потребительских прав, настроены на то, чтобы встать на сторону граждан и защитить их от недобросовестных производителей товаров и поставщиков услуг.
При этом специалисты Шуйского отдела управления Роспотребнадзора напоминают, что суд сможет защитить потребителя только в том случае, если у него есть достаточные доказательства того, что его права нарушены. Увы, зачастую граждане, уверенные в своей правоте, судебные разбирательства проигрывают. По данным комитета экономики и торговли городской администрации, судом удовлетворяется только половина всех исковых требований о защите прав потребителей. Происходит это, по словам Татьяны Панюгиной, замначальника территориального управления Роспотребнадзора по городу Шуе и Шуйскому району, из-за недостаточной, а то и полной юридической безграмотности шуян. Люди невнимательно относятся к подписанию договоров на оказание услуг, покупку товара, сдачу его в ремонт. А расплачиваются они за свою безответственность потерей денег, времени и нервов.
Сегодня отстоять права потребителей шуянам помогают сразу несколько организаций. В частности, комитет муниципального контроля, созданный при городской администрации в 2013 году в связи с изменением структуры администрации. Это преобразованный отдел потребительского рынка цен и услуг, в ведении которого остается контроль за исполнением законодательства в вопросах защиты прав потребителей. Рассматриваются жалобы граждан и в комитете экономики и торговли. Заместитель начальника комитета Елена Марченкова ответила на вопросы корреспондента «Местного спроса».
— Елена Николаевна, в решении каких проблем чаще всего к вам обращаются шуяне?
— Наибольшее число жалоб касается качества технически сложных товаров — электробытовых приборов, телефонных аппаратов, спутникового телевидения. Много претензий по установке межкомнатных и входных дверей, домофонов, оконных блоков из профиля ПВХ. Часто не устраивает шуян и качество покупаемой обуви.
— Одно из главных условий соблюдения прав потребителей — право на информированность. Всегда ли оно соблюдается?
— К сожалению, не всегда потребители получают необходимую информацию о товаре. Продавцами нарушаются требования по оформлению ценников — на них часто бывают не указаны место производства товара, его вес, срок годности. Информация об изготовителе особенно важна, когда в тех или иных географических зонах возникают очаги опасности для здоровья. Например, в случаях поставки мяса… Отсутствие информации о весе товара здоровью, конечно, не повредит, но в отношении цены продукта также может ввести покупателя в заблуждение.
— Как часто обращаются горожане с просьбой помочь отстоять свои потребительские права?
— В течение трех последних лет число жалоб держится примерно на одном уровне — немногим более трехсот обращений в год. Шуяне часто требуют не только взыскать убытки, связанные с приобретением некачественных товаров или ненадлежащим оказанием услуг, но и возместить неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований в добровольном порядке. Из всех исковых требований в пользу граждан разрешается около 50% дел, часть из них удовлетворяется в досудебном порядке.
Наша справка
По всем вопросам защиты своих прав потребители могут обращаться в следующие организации:
– ТОУ Роспотребнадзора, телефон 4-15-09.
– Общественная организация по защите прав человека «Твое право» – понедельник, четверг в МФЦ, 1-я Московская 56, телефон 2-52-50.
– Общественная организация по защите прав потребителя – среда с 13:00 до 16:00, ул. Свердлова, д. 6.
– Администрация городского округа Шуя – ул. Советская, д. 48, комитет экономики и торговли, телефон 4-27-48, комитет муниципального контроля, телефон 4-40-59.