Не судите, да не судимы будете
Сплетней мы называем только то, что говорят о нас и наших близких. А то, что мы сами рассказываем о соседке, сослуживце или приятеле – это не сплетня, это «правда».
Кто-то может возразить, что, мол, осуждаем мы лишь то, чего сами не делаем, что нам противно. Нет, осуждением мы как раз выдаем свои свойства. Существует нравственный закон. Древние формулировали его так: подобный видит подобное. Есть притча: три человека, которых ночь застала на дороге, увидели прохожего. Каждый по-своему определил причину, заставившую его покинуть свой дом в столь позднюю пору. «Этот человек вышел на ночное воровство», – подумал один. «Он идет на тайное свидание с блудницей», – решил другой. «Этот благочестивый человек поднялся столь рано, чтобы успеть к заутрене в соседний город, там нынче большой праздник», – подумал третий. Как видны здесь и сребролюбие первого, и блудные помыслы второго, и благочестие третьего.
Точно так же и мы обнаруживаем себя, высказывая суждение о ближнем. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», – говорит Спаситель. Тем более, нам не всегда удается правильно увидеть событие. Преподобный Виталий, живя в Александрии, днем нанимался на работы, а ночь проводил в домах падших женщин. Весь город осуждал его, называя развратником. А между тем, в эти дома он приходил с тем, чтобы отдать женщинам на пропитание заработанные деньги, удерживая их от греха. Каждому из нас вполне хватает дел на своем духовном огороде. Если мы будем часто заглядывать в огород соседа, то наши собственные грехи-сорняки совсем заглушат нежные ростки добродетелей на нашем участке. Кто имеет привычку осуждать, тот добровольно берет на себя работу беса. Грех осуждения, как мелкий речной песок, засыпает нашу душу, и она не в силах уже подняться со дна омута, встать на доброе дело.
Продолжение следует