year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Поеду в город Шую – куплю гармонь большую - «Местный спрос»

Поеду в город Шую – куплю гармонь большую

Присказка на тему местных особенностей может в скором времени оказаться забытой, поскольку традиционные профессии, связанные с производством музыкальных инструментов, в Шуе практически не востребованы.

«На ногах стоим уверенно»

Недавно, перебирая в кладовой бабушкины раритеты, я обнаружила изумительную по красоте находку – старую гармонь. Годы оставили свой след и на ее деревянном теле, и на некогда ярких ситцевых мехах, однако родной ее, истинно русский голос неумолимое время потревожить не смогло. Разглядывая инструмент, я увидела надпись – «Шуя». Вот это да! Гармонь-то, оказывается, моя «землячка» – изготовлена на некогда известном всей стране местном предприятии! Интересно, сходят ли сегодня с конвейера подобные ей аналоги? Нахожу в справочнике номер гармонной фабрики, наудачу звоню, получаю ответ и… с облегчением вздыхаю – предприятие работает.

«И не только работает, но и развивается», – словно предугадав мой вопрос, отвечает Игорь Васильевич Нестеров, генеральный директор ОАО «Шуйская гармонь». На правах представителя прессы напрашиваюсь на экскурсию. И вот я уже на проходной «Шуйской гармошки». Да, территория предприятия немалая, когда-то эти огромные площади полностью занимала знаменитая фабрика. Сегодня производство музыкальных инструментов занимает небольшие площади. Однако остальные предприятия, разместившиеся здесь же, как я узнаю, небесполезны для «гармони» и помогают выживать ей в сложных рыночных условиях. «Состояние дел на предприятии сегодня стабильное. Разрабатываются новые модели, дизайн. Так что предприятие на ногах стоит уверенно», – сообщает Игорь Нестеров. Действительно, благодаря прежнему руководству, фабрика ни на день не прекращала работу даже в 90-е, когда от многих предприятий осталось лишь воспоминание. Ныне ОАО «Шуйская гармонь» – одно из двух действующих гармонных производств в России. Конкурентом его является лишь ООО «Тульская гармонь».

Поеду в город Шую – куплю гармонь большую

Фанатизм как непременное условие профессии

Между тем, в сопровождении начальника гармонного производства Алексея Карельского я направляюсь в самое «сердце» гармонного производства. Мы переходим с одного участка на другой, и Алексей Васильевич рассказывает мне об объемах производства. Хотя цифры называются не столь значительные по сравнению с 70-80 годами прошлого века, мой собеседник с определенной гордостью говорит о результатах работы предприятия. Ежемесячно в Шуе изготавливается в среднем 75 гармоней, 5-6 баянов и 2 аккордеона, причем – на видавшем виды оборудовании, установленном еще в 60-х годах. Но, что важно, на 80% производство гармоней основано на ручном труде, поскольку автоматизировать этот процесс невозможно в принципе! Именно поэтому трудятся на «гармошке» люди, исключительно преданные своему делу, своего рода – фанатики. Может, поэтому наши шуйские гармошки, к которым прикладывают умелые руки искренне любящие свою работу специалисты, пользуются такой популярностью. Кроме городов России, поставляются шуйские музыкальные инструменты и за рубеж, треть заказов, например, уходит в Германию.

…И вот мы уже в цехе, где изготавливаются «внутренности» гармони: механика и голосовые планки. Оказывается, важных деталей в «теле» музыкального инструмента около 1500 штук, и каждая подгоняется и дорабатывается вручную. Оглянувшись вокруг, невольно обращаю внимание, как работает один из специалистов. Его движения выверенные и отточенные до автоматизма. «Наладчик А. Тюрев, отработал на предприятии около 25 лет – один из лучших наших сотрудников», – такую лестную рекомендацию дает своему сотруднику Алексей Карельский. Впрочем, наладчик, словно и не слыша наш разговор, продолжает производить свои предельно скрупулезные манипуляции.

Как обучить гармонь сольному искусству

В следующем цехе – уже совсем другая производственная «музыка» – не грохот станков, а мелодия, издаваемая только что изготовленной гармонью. Прислушалась – «Коробушка». Тем временем гид продолжает посвящать меня в тонкости процесса рождения музыкального инструмента. В этот цех, говорит он, поступают детали с других участков, изготавливающих комплектующие, производится их окончательная сборка и настройка. Как выражается Алексей Васильевич, «здесь инструмент доводится до ума». Поскольку настройка – самое ответственное дело «музыкального конвейера», специалисты располагаются в отдельных кабинках. Обучить гармонь сольному искусству совсем не просто: каждая деталь инструмента издает собственный звук. И звучание это нужно «отточить» до совершенства. Представляете, какой тонкий музыкальный слух должен иметь настройщик! Правда, на «гармошке» такие «слухачи» далеко не редкость, некоторые и без камертона любую деталь будущей гармони настроят – просто на слух. Такова, например, Л. Щелухина, которая пришла на производство еще школьницей и отработала здесь почти 40 лет. Ей приборы не нужны – она и так великолепно справляется со своим делом. Из другой кабинки разносится уже не монотонный звук, а слаженная, красивая мелодия. Это контролер качества В. Шаров учит «петь» уже полностью собранный музыкальный инструмент. Его пальцы ловко пробегают по кнопочкам, извлекая из них очередную мелодию.

Будет ли жить бренд города

А за стеной, в некотором отдалении от шумных настройщиков, тишина. Здесь трудятся художники – они расписывают гармони и придают им товарный вид. Красота выходит из-под кисти неописуемая. Рядом из отдельных деталей и узлов собирает гармони В. Уткин, проработавший на предприятии более 35 лет. Да, рождение музыкального инструмента – дело кропотливое. Это настоящее фабричное производство, в котором нет доминирующих специальностей, каждый работающий – важное и незаменимое звено, без которого гармонь не появится на свет. Впрочем, и из этого правила есть исключение: мастер Н. Медведев – главный на фабрике человек «по музыке». Он не понаслышке знает о каждой операции по изготовлению музыкального инструмента и умеет разрабатывать конструкции гармоней. Работа предприятия также невозможна и без другого мастера – Г. Филаретовой, доброжелательной, улыбчивой женщины. И как же можно быть иной в мире звуков, столь же родственных русской душе, как звуки русской гармошки. Жаль, что традиционные профессии, благодаря которым рождаются популярные в мире шуйские гармони, оказываются мало востребованными в родном городе – большинство из работников предприятия далеко не молодые люди. И смены им практически нет. Непростая эта работа – дать жизнь музыкальному инструменту – неимоверных усилий требующая, терпения безграничного и старания, не слишком привлекает современную молодежь. А жаль. Шуйская гармонь – яркий и своеобразный бренд нашего города, один из его древних символов, лишиться которого нам никак нельзя.

От 31 Октября 2007 года Анна ЧИСТЯКОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий