Как я был вором
Корреспондент «МС», борясь за нравственность шуян, встал на скользкий путь воровства в супермаркетах города.
В нашем городе всё большую популярность приобретают магазины самообслуживания: супермаркеты и универсамы. Это и понятно: у таких торговых точек обустроены хорошие парковки для машин, раскладка товара удобна для обзора покупателями и позволяет выбрать и внимательно осмотреть нужный продукт. Не торопясь, уложив товар в тележку, пройтись и прицениться к будущим покупкам. Не нужно выстаивать очередь, чтобы взвесить кусок колбасы, а потом снова терять время у кассы, чтобы пробить чек, вновь тащиться в отдел отовариться. Преимуществ по сравнению с обычными магазинами – масса. Но, помимо плюсов цивилизованных форм торговли, есть в магазинах самообслуживания и свои недостатки. Одним из таких минусов является большое искушение для нравственно неустойчивых, а нередко и просто неплатежеспособных граждан, пытающихся умыкнуть с полок приглянувшийся товар.
Понимая, что главный способ борьбы с искушениями и защита от них граждан – это организация хорошей охраны в супермаркетах, «МС» на прошедшей неделе провел своеобразную проверку некоторых из них. Так, в магазине «Солод», что на улице ген. Белова, оплатив бутылку безалкогольного пива, я «заныкал» плитку пористого шоколада под одежду. Выйти на улицу безнаказанно мне не удалось. Кассир Л. Кеда и охранник А. Улыбин вежливо попросили меня оплатить товар. «Забывчивого» покупателя из меня не получилось, благодаря профессиональным навыкам работников контроля. Само собой разумеется, данная проверка была санкционирована администрацией магазина в лице директора Т. Кузьминой, весьма заинтересованной в подобном эксперименте. Мне же осталось только похвалить службу безопасности универсама за бдительность и оперативность.
– Коллектив у нас стабильный, – рассказывает Татьяна Станиславовна, – многие работают с самого открытия, с 2005 года. Особенно хотелось бы отметить охранника Г. Разумова, который лично пресёк не одну кражу. Основным нашим «тревожным» контингентом являются дети и пенсионеры, в особенности, бабушки. Бывают и «забывчивые» мамы, сунувшие ребёнку в руки пакетик сока и будто бы задержавшиеся у кассы. Иногда дети, задержанные за мелкую кражу, после проведенной администрацией магазина беседы на темы морали, дома сознаются своим родителям, и последние приходят в магазин с извинениями за проступок своих чад. Самые неисправимые воришки – клептоманы. Многих кассиры и сотрудники магазина знают в лицо, особенно тех, кто переодевается, меняет внешность и пускается на другие ухищрения, лишь бы что-либо положить в свой карман. Камеры видеонаблюдения, электронные системы безопасности не оставляют никаких шансов таким «покупателям», однако они пускаются во все тяжкие, чтобы в очередной раз стащить с прилавка хоть что-то. Иногда посетители магазина сообщают о фактах кражи товара с полок, за что им особое спасибо. Всё-таки честных и порядочных людей у нас подавляющее большинство.
Несколько воодушевленный оптимизмом работников «Солода», я решил подтвердить эти выводы на примере других магазинов. И, поскольку зачастую профессия журналиста предполагает действовать на свой страх и риск, я решил проявить инициативу и уже самостоятельно, не информируя администрацию, попытался умыкнуть мелкий товар в других магазинах самообслуживания. В одном из них я украл жвачку, в другом шоколадку спрятал в карман. В третьем «улов» был весомее – кусок дорогой колбасы, на который я переклеил штрих-код с дешевой. Не буду полностью раскрывать карты, как именно я это делал. Дабы не дать руководства к действию нечестным людям. Результаты же моего похода следующие. Из магазина «Эдем» на ул. Свердлова вынесено товара на 22 рубля. Из «Экстра-эконом» на Победе – на 98 рублей 50 копеек. Из «Риала» – на 10 рублей. После эксперимента весь товар был, само собой, снова возвращён на полки, так что совесть моя чиста.
Пуститься на рискованный для моей репутации эксперимент меня заставила вовсе не жалость к владельцам супермаркетов, терпящих убытки от воров. Хотя они в этой ситуации – пострадавшие, а значит, достойны, как и любой из нас, сочувствия и защиты. Главное, что побудило меня стать невольным воришкой, это, как бы громко ни прозвучали мои слова, забота о нравственности наших граждан, желание предостеречь их от опрометчивых поступков и не надеяться на безнаказанность. Поймите, кара за нечестность рано или поздно настигнет. Иной раз даже добропорядочный гражданин или гражданка становятся ворами как бы случайно: и в мыслях нет, а руки тянутся. Такими воришками и становятся, в основном, неимущие пенсионеры, которые на свои жалкие копейки никогда не купят того, чем так призывно пестрят прилавки. Конечно, бедность не может быть оправданием.
И еще одно немаловажное соображение: нередко крайними в случае обнаружения недостачи в магазине становятся рядовые работники, продавцы, кассиры, т.е. наши сограждане. Именно им наносят воришки основной моральный и материальный ущерб. В прошлом году моя знакомая, выбравшая для себя профессию продавца, проходила производственную практику в одном из китовских магазинов. Более чем за месяц она не только не получила ни копейки зарплаты, но ещё была вынуждена погашать весьма солидную недостачу.
В развитых странах супермаркеты пользуются электронными системами охраны, которые практически исключают возможность воровства. Однако, подобные системы не приемлемы для шуйских магазинов, поскольку увеличивают стоимость товара на 3-5 %, что для нашего небогатого населения весьма ощутимо.
Словом, как ни крути, а потерпевшими в результате воровства в наших магазинах являемся все мы, граждане города Шуи.