year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Ректоры России в борьбе с кризисом - «Местный спрос»

Ректоры России в борьбе с кризисом

Дмитрий Медведев порекомендовал руководству вузов не повышать плату за обучение и поддержать студенчество в трудные времена

Руководство страны озаботилось проблемами высшей школы в условиях кризиса. В пленарном заседании съезда приняли участие президент России Д. Медведев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр образования и науки РФ А. Фурсенко. В работе съезда приняла участие и ректор ШГПУ И. Добродеева. Для нее это было третье участие в столь значимом форуме. Ирина Юрьевна любезно поделилась с «МС» своими впечатлениями о прошедшем мероприятии.

– Ирина Юрьевна, какие идеи высказывались нашим президентом в отношении высшего образования и вообще образования в стране?

– Он обратил особое внимание на проблемы социальной защиты студенчества. Учитывая экономическую и финансовую ситуацию в стране, Дмитрий Анатольевич еще в начале марта текущего года выступил с инициативой, которую в дальнейшем развил на съезде. Она касается перевода студентов, обучающихся на платной основе, на свободные бюджетные места. Главным здесь должна быть хорошая успеваемость студента-платника и наличие свободных бюджетных мест по данной специальности на факультете.

Эта идея мне очень близка, и я была удивлена, когда в перерыве работы съезда журналисты московских СМИ спросили меня: «А разве такое возможно?» Я ответила, что это не только возможно, но и уже реально выполняется в нашем вузе». Мы уже перевели 5 наиболее отличившихся студентов-платников на вакантные бюджетные места. Теперь результаты каждой сессии могут позволить студенту, обучающемуся на платной основе, учиться бесплатно. Это на новую ступень поднимет и качество самого обучения, о чем говорил на съезде президент страны.

– А планируется ли вообще сокращать количество бюджетных мест в вузах страны, ведь на дворе кризис?

– В речи президента прозвучала не менее важная информация о том, что в условиях кризиса государственные вузы не будут сокращать число бюджетных мест, хотя подобные слухи имеют место быть. Наоборот, было озвучено, что количество мест для поступающих на первый курс останется прежним. Со своей стороны президент дал поручение министерству образования и науки увеличить прием в магистратуру и аспирантуру. Мне радостно сказать, что наш вуз оказался к этому уже готов: не зная, что может наступить столь сложная ситуация, наша магистратура в течение всего прошлого года готовила соответствующие документы на получение необходимой лицензии. Сейчас такой документ нами получен, и мы можем осуществлять прием.

– Кто может поступить в магистратуру?

– В магистратуру может поступать человек с любого направления подготовки и с любой специальности. Если вы понимаете, что у вас ничего не получается с трудоустройством, то можете спокойно остаться в университете после его окончания и сразу подавать документы в магистратуру. Мы сейчас сделали заказ на прием в магистратуру, и если министерство нам эти цифры утверждает, то мы уже можем вести прием. Окончание магистратуры в будущем гарантирует самую высокую оплату труда.

– А будут ли какие изменения в оплате за обучение?

– Дмитрий Медведев рекомендовал ректорам не повышать плату за обучение. Она должна быть фиксированной на все годы учебы. Это, конечно, уменьшит доходы вузов, но эта мера вынужденная. Предложение президента имеет своей целью как раз поддержать студенчество в трудные времена.

– Сегодня одна из серьезнейших проблем для выпускников – трудоустройство. Как правительство будет решать этот вопрос?

– Президент серьезно говорил о трудоустройстве выпускников вузов. Да, на сегодняшний день это становится проблемой номер один. Хотелось, чтобы выпускники работали по профессии, полученной в вузе, поступали в аспирантуру и магистратуру. Мы должны избежать той ситуации, когда молодой специалист попадает после окончания вуза на биржу труда. Сейчас в глубинке работает много педагогов-пенсионеров. Они замечательные люди, но они работают по старинке, без применения передовых технологий. А без этого современное преподавание немыслимо. Поэтому они могли бы уступить свои места выпускникам, которые в совершенстве владеют современной компьютерной техникой.

– Известно, что президент поднимал вопрос о научной эффективности и качестве научно-исследовательской работы в вузах...

– Да, научно-исследовательская работа должна достигать таких результатов, которые развивали бы инновационную экономику страны и работали на нее. Он говорил об образовательной мобильности университетов, т. е. об обмене студентами, преподавателями вузов ближнего и дальнего зарубежья, повышении квалификации педагогов. Он подчеркнул, что без личного общения невозможна полноценная жизнь университета. В этом плане нам есть что сказать, потому что кто-то из наших студентов постоянно учится в Германии, кто-то из зарубежных студентов приезжает к нам в ШГПУ. Вот и сейчас мы ждем американскую профессуру, которая два дня будет работать в наших аудиториях. Президент как раз и хотел подчеркнуть необходимость для российских университетов развития такой образовательной мобильности.

– Но развитие науки требует вложений. Будут ли они?

– Очень четко в речи Д. Медведева звучала идея, связанная с под­держкой молодых ученых – докторов и кандидатов наук. Он говорил о том, что в год молодежи для них на условиях конкурса будут выделяться денежные гранты. Речь идет и об увеличении стипендии студентов, и получении льготных кредитов на образование. На днях я была на заседании Общественной палаты России, которое также посвящалось модернизации высшего профессио­нального образования. Речь и там шла о повышении стипендии студентов. Об этом говорили председатель комитета по образованию и науки ГД Г. Балыхин. Сейчас как раз и принимается такой законодательный акт. Рада, что студентам будут увеличиваться стипендии.

– Какие вопросы поднимал новый патриарх? Кто еще выступил на пленуме?

– Патриарх Кирилл отметил, что существует огромная проблема потери нравственного начала в жизни людей, поднимал проблемы духовных ценностей, обратился к проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи, говорил о том, что сегодня в человеке должно быть такое, чего он не может никогда нарушить. Патриарх постоянно возвращался к мысли, что ни школа, ни вуз не должны устраняться от воспитания человека. Именно выс­шей школе принадлежит важное место в формировании структуры человеческих ценностей. Затем выступал председатель Союза ректоров В. Садовничий, который подвел итоги деятельности Союза ректоров. Этот союз существует 17 лет, и В. Садовничий был идеологом образования, в том числе высшего профессионального. Он выступил с интересной идеей создать образовательный кодекс. Затем состоялась работа по секциям. Я участвовала в работе секции, которую вел председатель думского комитета по образованию и науке Г. Балыхин. Он говорил о том, что в законодательной базе образования много нестыковок и противоречий, поэтому сегодня важно привести все в согласие, чтобы не было так: выполняя одно дело, мы входим в противоречие с каким-то законодательным или подзаконным актом. Он также остановился на вопросах трудоустройства выпускников, целевой подготовке студентов. На секции участники съезда подчеркнули, что стране срочно нужен новый закон об образовании. Председатель комитета Госдумы по образованию Г. Балыхин отметил, что такой проект действительно сейчас готовится, и в 2010 году он будет внесен в Госдуму.

– И, наконец, волнующая всех россиян тема ЕГЭ как-то обсуждалась?

– На съезде поднимался вопрос и по ЕГЭ. Но закон по сдаче экзаменов в форме ЕГЭ уже принят, и пока обратной дороги нет, хотя в этом году сделано отступление для абитуриентов заочной формы обучения, для получения второго высшего образования. А вот 8 апреля в Иванове министр Фурсенко выступил с инициативой, которую я поддерживаю: пусть студенты педагогических университетов экзамены по своим дисциплинам сдают в форме ЕГЭ. Здесь можно избежать субъективизма со стороны преподавателей. Мне кажется, что эта идея несет мощный антикоррупционный задел, антикоррупционный дух. Для контроля знаний студентов это более интересная и современная форма.

После заседаний секций подводились итоги, и одобрялась та стратегия, которая была предложена на съезде. Была высказана стратегическая инициатива Российского союза ректоров – это новое образовательное измерение. Главная идея – консолидировать усилия образовательных систем всех государств мира через общ­ность взглядов на принципы, рожденные практикой российского образования. Правительство страны с большим уважением относится к высшей школе, и потому все, о чем шла речь на съезде ректоров в Москве, является и антикризисными мерами, и шагом вперед в деле модернизации высшей школы.

От 23 Апреля 2009 года Беседовал Ярослав НУЖНЫЙ. Подготовила Елена БОГОСЛОВСКАЯ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий