year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Главное – желание и понимание - «Местный спрос»

Главное – желание и понимание

Легко учиться, когда интересно. Но не думайте, что будет легко.

Главное – желание и понимание

Новый учебный год начинается, а с ним вместе приходят зубрёжка, переживания по поводу плохих оценок, неожиданные домашние задания поздним вечером и ранние подъёмы. Или есть иной путь?

Возможно ли учиться легко, не прикладывая усилий, и с хорошим результатом? Об этом «МС» поговорил с шуйскими педагогами. Учителя во мнениях разошлись.

Елена НИКОЛАЕВА, учитель, школа №9:

– Учиться, думаю, – это всегда труд! Даже если ребёнок от природы одарённый, но при этом ленится и не развивает свои творческие способности, то и результат сойдёт на нет. Есть обычные ребята, но их постоянный труд, целеустремлённость, поддержка родителей дают огромные результаты! Учиться, уверена, можно и без плохих оценок, главное – понимание того, что учёба пригодится. А ещё важно огромное желание добиться большего!

Наталья ШИБАЕВА, учитель, школа №8:

– Учёба – это сложный процесс. Легче учиться тем, у кого хорошо развита память. Правда, и этого мало. Нужно уметь правильно понимать сказанное, правильно излагать свои мысли – это тоже очень важно. А плохие оценки, я считаю, есть и будут у каждого ребёнка. Причин тому может быть много: неинтересная тема и низкая вовлечённость ученика, высокий темп объяснения у учителя (ребёнок не успевает вникнуть), важный материал пропущен по болезни, а следующие темы строятся именно на нём...

У меня сын – отличник, но плохие оценки бывают. Я его не ругаю, наоборот, мы смот­рим, где он сделал ошибку, прорабатываем непонятое. И говорю, чтобы в следующий раз он был внимательнее.

Одно из условий хорошей учёбы – желание учиться. Если есть желание, то ребёнок будет слушать учителя, изучать материал, повторять, прорабатывать свои ошибки, а это значит, что и плохих оценок будет меньше. Родителям хотелось бы дать совет: ругать не нужно, нужно помочь ребёнку разобрать материал, объяснить, сделать дополнительные задания по данной теме, и тогда учиться станет легче. Это секрет успеха и для начального, и для среднего звена.

Алена ПОГИБА, учитель русского языка и литературы:

– Учиться без зуб­рёжки и плохих оценок, считаю, можно. И не только как педагог, но и как мама ребёнка школьного возраста. Для этого нужно грамотно организовать режим дня и рабочее место. При этом ученик должен осознавать, что любая «минута слабости» (а на деле минимум час) у телевизора, компьютера или телефона – это потенциальная двойка по невыученному предмету.

Зубрёжка плоха тем, что ребёнок зачастую механически выучивает текст, совершенно не вникая в его суть. Такие знания крайне некрепкие. Поэтому любое правило лучше прочитать и постараться понять, как оно работает. Здесь помогут приводимые в учебниках примеры.

Чуть сложнее детям, которые получают дополнительное образование (творческое, спортивное и др.). Им в прямом смысле порой не хватает 24 часов в сутках для того, чтобы успеть всё. Но практика показывает, что эти дети умудряются успевать везде. Возможно, такая двойная учёба учит их расставлять приоритеты.

Есть проблема и объёмных домашних заданий. Вот тут уже сложнее, так как всё зависит от педагога. Если педагог настроен и даёт достаточный объём материала в классе (а это можно сделать только при условии хорошей дисциплины), то и домашнее задание, вероятно, будет небольшим. И дети всё подготовят.

Могу сказать, что наше поколение училось самостоятельно, без помощи родителей, без авралов. Даже погулять успевали. Нынешние дети более подвижны, сообразительны, поэтому у них есть все шансы быть хорошистами и отличниками. А плохие оценки – это не повод расстраиваться. Значит, есть к чему стремиться и куда расти.

Татьяна ГРУДКИНА, педагог, писатель, кандидат филологических наук:

– Учёба – это всегда труд. Чтобы чему-то научиться, нужно прикладывать усилия, тратить время, отказываться от отдыха и развлечений. Однако не стоит думать, что труд – это что-то невыносимо тяжёлое и безрадостное. Напротив, труд, особенно интеллектуальный – это источник моральной силы. Чем больше работаешь над чем-то, чем лучше осваиваешь то, что тебе интересно, тем более ощущаешь прибавления сил и – радости! Тот, кто хотя бы раз это почувствовал, будет всегда к этому стремиться.

В наше время слово «труд» обесценилось и воспринимается как тяжёлая повинность, отнимающая силы и время, мешающая жить в своё удовольствие. У подрастающего поколения ценность труда отсутствует практически полностью. Вот почему многие школьники стремятся добиваться успехов в учёбе легко и без усилий, ставя знак равенства между учёбой и развлечением. На мой взгляд, это в корне неверно. Выражусь жёстче: бойтесь того, что даётся без усилий! Этим вы приучаете себя к лени, становитесь безвольным, зависимым от мнения и силы других людей. Становитесь узником той самой «зоны комфорта», о которой много говорят. В «зоне комфорта» есть всё, кроме развития, а без развития человек быстро деградирует. Поэтому я учусь всю жизнь. Узнавать что-то новое, осваивать новые навыки, расширять свой кругозор – для меня это одна из самых больших радостей жизни.

Татьяна РАЗИНА, учитель, школа №9:

– Учиться легко можно в начальной школе. Там много игровых моментов. Потом лёгкость уходит. И это правильно. Учёба – это труд. Но далеко не обязательно это зубрёжка. Хотя без неё таблицу умножения не осилить.

Плохие оценки – норма. Ребёнок – не машина, он может устать, заболеть, впасть в депрессию. Талантливый или гениальный ребёнок – не исключение (вспомним Энштейна и Пушкина).

Я не думаю, что детей надо настраивать на то, что в школе будет легко. Важнее, чтобы в школе было интересно (ох, мечты). Легко учиться, когда интересно. Но (как учитель и обычный человек) люди интересуются разным, кому-то – физика, а кому-то – лирика.

От 8 Сентября Анна ЧИСТЯКОВА, фото из открытых источников.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий