«И больно, и светло…»
Так охарактеризовала открывшуюся в Краеведческом музее выставку «Духовные ценности православной Шуи» профессор ШГПУ, доктор филологических наук И.А. Овчинина. Действительно, столь меткое определение как нельзя лучше отражает и название экспозиции, и ее содержание. Приуроченная к 75-летию трагических событий на Соборной площади, выставка показывает нам Шую как город высоких духовных традиций. Все материалы экспозиции, хранившиеся до поры до времени в запасниках музея: и документы, и «вещные» экспонаты, и бесценные фотографии – являют нам мученичество, в котором и боль, и свет одновременно.
Об этом говорил, открывая выставку, настоятель Преображенского храма протоиерей Василий. «События, происшедшие в Шуе в 1922 году, – сказал отец Василий, – свидетельство верности Христу, до крови, до смерти. Однако смерти нет для тех, кто отстаивал православные ценности, не пожелав быть святотатцем перед Богом».
Первые зрители открывшейся выставки – интеллигенция города, священнослужители шуйских храмов, СМИ – с благодарностью приняли рассказ Е. В. Ставровской. Екатерина Викторовна неспешно, серьезно и обстоятельно, как призналась директор музея Наталья Шептуховская, готовила столь значимую для нашего времени экспозицию. А главное, с любовью. Может, потому ее почти часовая экскурсия не только не утомила собравшихся, но позволила им просветлеть душой. Уставшие от телевизионной пошлости люди с удовлетворением отмечали, что культура в ее подлинном понимании в провинциальном нашем городе когда-то существовала. Ее духовный подтекст подпитывал шуян, формировал в них тот истинный патриотизм и «любовь к отеческим гробам», которые столичные умы, увы, пока тщетно пытаются воскресить в общественном сознании. Нашему городу в этом смысле повезло. Начиная свой рассказ, старший научный сотрудник музея Екатерина Ставровская сказала: «Шуя на протяжении всех веков своего существования – город какой-то особой благодати Божьей, и даже возник он, по одной из версий, благословением святителя митрополита Алексия».
Помимо своего нравственного значения, экспозиция еще и весьма интересна. Так, экспонаты, рисующие облик церквей и монастырей, а их на шуйской земле было немало, представлены подлинными предметами 17-19 веков, что придает выставке особое, окрашенное стариной, очарование. Со старинных фотографий встает перед нами город неповторимой прелести и теплоты, «красно украшенный» храмовыми зданиями. Город, где жили благочестивые и любящие свою землю люди. А потом их потомки, обезумев, разрушали, жгли и взрывали то, что с такой любовью возводили отцы и деды.
Слушать рассказ Екатерины Ставровской больно и обидно. Больно и обидно за нас, за нашу духовную слепоту. И все же выставка не оставляет ощущения безысходности. Она обнадеживающая. Такая же светлая, каким был убиенный Павел Светозаров и другие новомученики шуйские.
Кстати, представителей от культурного ведомства заметить на мероприятии не удалось. Вероятно, с высоты их «колокольни» открытие выставки в музее не представляется столь уж культурным явлением. А может, «колокольня» их не того размера?