Воркутинец с душой шуянина
В музейно-культурном центре им. М. Фрунзе состоялось открытие двух фотовыставок. Одна из них — шуянина Виктора Ковалева.
С Виктором Васильевичем Ковалевым мы познакомились несколько месяцев назад. Январским солнечным днем, спускаясь к крещенской проруби, что за Воскресенским собором, я заметила мужчину с фотоаппаратом в руках. Стоя по колено в cнежном сугробе, поодаль от тропинки, он деловито выбирал удачный ракурс. «Увлеченный фотограф, коллега», — подумалось мне тогда. Около ледяной купели сделаны удачные снимки, взято интервью, редакционное задание выполнено, и я спешно направляюсь назад, в редакцию. Из толпы, стоящей на берегу, мой взгляд выделяет все того же мужчину с фотоаппаратом. А в минувшую пятницу мы встретились в музейно-культурном центре им. М. Фрунзе на открытии его персональной выставки. И здесь он не расставался с фотоаппаратом и видеокамерой — снимал и фотографировал.
Виктор Васильевич Ковалев родился в Шуе. В девятилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Воркуту, где прожил 57 лет, а недавно вернулся в Шую, на свою малую родину. Фотографией увлекся в детстве. Свой талант фотохудожник оттачивал на занятиях в воркутинском кружке фото– и кинолюбителей, занимался киносъемкой. В 1975 году впервые участвовал в конкурсе, объявленном в журнале «Советское фото». Знакомство с костромским художником на его персональной выставке стало толчком для организации собственной. Нынешняя выставка Виктора Ковалева, приуроченная к 65‑летию автора, имеет прозаичное название — «Остановись, мгновение!». Среди 53 работ он выделяет одну — под названием «Маринка». На фото — дочка Виктора Васильевича. «Я пришел с работы, а девятимесячная Маринка стоит затылком к окну. Был солнечный день. Так что здесь нет искусственного освещения, только настоящее», — комментирует фотограф. Ну, а большинство работ посвящено родной Шуе. Красивы и душевны пейзажи Ковалева, интересны портреты.
Феликс Жарский:
— Это подлинное искусство, замечательно. Виктор Ковалев — это мастер, каждая его картина — шедевр. «Мостик», «Акварель» просто завораживают. В «Акварели» за дождем чувствуется жизнь, а в «Ливне» показано случайное скопление машин. Обе работы выполнены в едином стиле, через влажное от дождя стекло. В первом случае снимок сделан из окна квартиры, а во втором — из салона автомобиля. Восхищен этюдами автора, где так хорош задний план. Чувствуется, и техника у фотографа замечательная. Черное паспорту не мешает созерцать работы.
Борис Сидоров:
— Виктор Ковалев, как автор, для меня стал открытием. Многое обрадовало и удивило в его работах. Радует, что он любит черно-белую фотографию. Такие работы подчеркивают высший класс автора. У него есть чувство меры. Самое главное — увидеть то, что нужно снять. Изобретение цифровой камеры — хорошее, но очень опасное изобретение. Еще Леонардо да Винчи говорил, что все глядят, но не все умеют видеть. Виктор Ковалев умеет видеть.