year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Назначьте сына героем - «Местный спрос»

Назначьте сына героем

Воспитание мальчиков не женское занятие. Так думали в древней Спарте. Так считали и в старой России.

В русских дворянских семьях за мальчиком с рождения ухаживала и нянька, и крепостной «дядька», с 6–7 лет приглашался гувернёр, а вот мальчишки из низших сословий приобщались к мужским делам с детства. В XX веке все изменилось: воспитание детей стало женским занятием. В школах учителей меньше, чем учительниц. В семье перед глазами пример мужчины есть не у всех детей — число матерей-одиночек растет. Миллионы мальчиков лишены мужского влияния в важнейший период своего развития, когда закладываются стереотипы полоролевого поведения.

Достоинство мужчины: аккуратность?

На психологических занятиях мы даем мальчикам тест: нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой качество хорошего человека. Вверху — важное, внизу — несущественное. Результат впечатляет. Подростки указывают среди важнейших черт хорошего человека — прилежность, усидчивость, аккуратность. А смелость оказывается на последних ступеньках. При этом матери жалуются на безынициативность своих сыновей, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. А откуда это всё возьмётся? Что слышат мальчики от мамы? Туда не ходи — опасно. То не делай — поранишься. Не поднимай тяжести — надорвёшься. Это в корне неверно. Потому что за гиперопекой таятся эгоистические соображения: мамы и бабушки воспитывают ребенка таким, какой им удобен, не задумываясь о последствиях. Но, заглушая в ребёнке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а такое не проходит безнаказанно.

Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. У доски лепетал что-то невразумительное. Перед контрольными не мог заснуть, каждые две минуты бегая в туалет. В начальных классах его часто били, а он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. И Паша чувствует себя ничтожеством и спасается тем, что уходит в мир компьютерных игр, где чувствует себя непобедимым. И его мама не понимает, что сама загнала сына в замкнутый круг. А ребята посильнее проявляют негативизм и демонстративность. «И что стряслось с сыном? Был нормальный, а сейчас всё принимает в штыки. Ты ему слово — он тебе десять. И никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит на другое, да ещё наврёт с три короба. Всю семью держит в напряжении», — жалуется мама на непокорно-инфантильные выходки своего ребенка.

В результате подростки рискуют попасть в «группу риска». Паша может стать жертвой насилия и совершить самоубийство, второй мальчик — забросить учёбу, пуститься во все тяжкие в поисках лёгких денег, пристраститься к водке, наркотикам. В итоге даже цель, ради которой была принесена в жертву мужественность сына, — его здоровье — не будет достигнута!

Школа мужества

Одна моя знакомая воспитывает сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает с ней полтора километра на гору под палящим солнцем и ходит купаться вдвоём со старшим братом, которому самому-то только «шестой миновал»… Большинству матерей такой подход не по нервам. Предлагаю золотую середину: сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. Это и есть мужской тип реагирования. Отцы сами были мальчишками и помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи, или когда тебе, будто несмышлёнышу, диктуют, какую шапку надеть. Понаблюдайте, в чём отцы уступают сыновьям, а в чём тверды, как кремень.

Конечно, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному. В двухлетнем ребёнке можно и нужно поощрять выносливость. Но не выговаривайте упавшему малышу: «Что ты ревёшь? Будь мужчиной!» Это приводит к тому, что лет в шесть малец, которому надоели унижения, заявляет: «А я не мужчина! Отстаньте от меня». Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Малышу нужна поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А когда он ударится и не заплачет, похвалите за мужественность: «Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел».

Почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Поэтому мальчику покупайте побольше «мужских» игрушек, знакомьте его с мужскими профессиями. Мастерите для них каски пожарных, штурвал корабля, полицейский жезл. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Чем раньше мальчик начнёт помогать взрослым мужчинам, тем лучше. Даже если помощь чисто символическая: вовремя протянуть папе отвёртку тоже важно. И нельзя кричать: «У тебя руки не из того места растут!» Так вы лишь отобьёте у сына охоту помогать.

— Когда к нам приходит слесарь, — рассказала мне директор одного детсада, — я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. Для детей из неполных семей это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям.

Одиноким мамам надо взять на вооружение сей нехитрый приём. Постарайтесь найти среди знакомых человека, который мог бы приобщать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. Разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. В дошкольном возрасте мальчиков надо учить рыцарскому отношению к девочкам. В том же садике ребята привыкли пропускать девочек вперёд, и когда воспитательница забыла об этом, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше, чем девочки.

Пойдя в школу, ребёнок становится «большим». Приучайте его уступать в транспорте место пожилым людям и похвалите его за это. Ведь публичное признание мужественности дорогого стоит…

Не выплеснуть энергию нельзя!

Мальчикам необходимо пошуметь, пошалить, побороться. Надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище, но лишать мальчиков возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно если сын посещает детсад или ходит в школу: многие из них там сдерживаются из последних сил, и если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят случится нервный срыв. Мамам следует не пресекать подвижность, а облагораживать ее. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры «в войнушку». Предложите мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите вместе с ним картонные латы и меч. Купите интересную книжку, которая заставит заработать его фантазию.

Почему Россия – страна героев?

Воспитание мальчиков в России всегда было героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выжить в суровом климате могли только стойкие люди. Поэтому тема подвига — одна из ведущих в русской литературе, а в русском языке даже существует слово, аналогов которому нет в других языках. Это слово «подвижничество» — подвиг как образ жизни, жизнь, тождественная подвигу. Из поколения в поколение передавалась память о героизме наших предков. И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Почему это важно? Во‑первых, знакомство детей с подвигами предков вызывает у них уважение к старшим. Ведь можно оборудовать классы компьютерами, можно разработать высоконаучные методики, но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку не будет. А во‑вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве романтических образцов героизма. Посмотрите, как у малышей загораются глаза при слове «подвиг»! А сейчас можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов неразумно. Но дело в том, что в подобные мгновения включаются механизмы бессознательного. И в душах мальчиков живёт образ настоящего мужчины.

Спасителю папы — приз!

На простой вопрос анкеты «Мечтал ли ты когда-нибудь совершить подвиг?» ещё недавно мальчики отвечали утвердительно. Теперь чаще пишут «нет». В начале 90‑х годов в Балтийском море затонул паром, и пятнадцатилетний мальчик спас своего отца. Одна из молодёжных газет попросила мальчика откликнуться: хотела вручить ему приз. Идея получения приза за спасение родного отца показалась нам настолько дикой, что мы включили в анкету вопрос о нужности премирования человека призом за спасение папы. Ещё пару лет назад подростки писали, что приза не нужно, главное — отец жив. Теперь… мальчишки требовали наград. Как вам такие защитники семьи и Отечества?

Романтики с большой дороги

Юношеская тяга к романтике неистребима. Если этот обязательный этап становления личности не пройден, человек не может развиваться нормально, и это сказывается на интеллектуальном развитии. Закрыв подростковые клубы, мы вытеснили ребят в подворотни. А отменив «Зарницу», обрекли их на игру в мафию, которая может стать образом жизни. Для ребят отказ от ориентации на героизм чреват низкой самооценкой, ведь даже малыши понимают, что трусом быть стыдно. Кстати, ребята, отрицавшие нужность героизма, панически боялись «крутых», но подражали одноклеточным героям американских боевиков. И называли героическими чертами характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на всё ради достижения цели. Так какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится ещё лет десять?!

Мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. Даже опустившемуся алкашу важно, чтобы его уважали. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина не в состоянии защитить свою семью и страну? Если любой бандит сможет диктовать ему условия, а девушки будут презрительно называть трусом?

Эффект подсолнуха

— Ну, хорошо, — скажет кто-то. — Согласен, мальчик должен уметь постоять за себя, быть смелым. Но геройство зачем?

Просто человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе силы для преодоления трудностей, когда перед ним высокая цель. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. А вот если «назначить» трусишку героем… Один мальчик ужасно боялся уколов. В кабинете врача его приходилось держать вдвоём-втроём — с такой силой он отбивался от медсестры. Ни уговоры, ни посулы, ни угрозы не помогали. Однажды папа предложил жене: «А давай ты мне скажешь, что Вадик вёл себя героически. Посмотрим, как он прореагирует»… Услышав про свой героизм, Вадик сначала опешил, потом согласился и искренне поверил. На следующий день он спокойно сам зашёл в кабинет и дал сделать себе укол. Дело обошлось без криков и драк. А если бы отец не назначил сына героем, а начал стыдить, Вадик убедился бы в своём ничтожестве и у него опустились бы руки.

Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Героической литературы — море. Русские классики сполна отдали дань теме смелости и мужского благородства. Да вся наша история изобилует примерами героизма. Это жития святых, жизнь великих полководцев, рассказы о подвигах солдат и обычных жителей, защищавших Родину от посягательств врагов.

Черты истинного героя

Смел без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинён без униженности, победитель без тщеславия, честолюбив без кичливости, благороден без лукавства, твёрд без упрямства, скромен без притворства, целен без примеси, услужлив без корыстолюбия…

Александр Суворов

От 28 Февраля 2012 года Татьяна ШИШОВА, православный детский психолог.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий