year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Это время, когда человек находится в пути - «Местный спрос»

Это время, когда человек находится в пути

Протодиакон Андрей Кураев о смысле и значении великопостных богослужений.

Когда в церковной среде говорят: «Постом такого-то года было то-то и то-то» или «Я к вам как-нибудь постом приеду», то обычно имеется в виду Великий пост, а все остальные три поста в таком случае специально уточняются. И это, действительно, пост с большой буквы. Более того, это единственный пост, в котором само церковное богослужение является специально постовым. Появляются совершенно особые молитвы и в домашнем правиле, и в храме. И уже этим свидетельствуется, что время Великого поста является совершенно особым.

— Батюшка, что же такое вообще пост?

— Слово «пост» имеет в русском языке два смысла: как воздержание и как место, где находится караульный солдат. Пост — это время, когда душа на страже, когда христианин вспоминает, что он солдат. Независимо от возраста и от пола — воин Христов. И каждому христианину вверена в защиту святыня небывалой ценности — душа. Церковь призывает человека стоять на страже чистоты своей души, не впускать в нее зло. Грех в душу человека постепенно вползает. Иногда бывает, как на ускоренной съёмке, скачком человек совершает некий грех, вдруг! Но если мы начнём просматривать эту плёночку, мы увидим, что внезапности не было, а была некая последовательность того, что произошло.

— И как происходит этот процесс принятия греха?

— Сначала в ум вторгается некий помысл. Содержание помысла, так называемого прилога, почти не зависит от человека. В нашей голове постоянно мелькает калейдоскоп мыслей, предположений, образов, чувств. Но вот однажды мы делаем стоп-кадр и говорим: «А вот этот образ меня заинтересовал. Надо внимательнее присмотреться к нему». Христианин должен в этой ситуации спросить пришельца: «Ты чей?» Паспорт потребовать. Вот мелькнула в голове мысль: «А не пойти ли сегодня напиться вусмерть?» Так вот, надо подумать: если я эту мысль исполню, что произойдёт? У меня есть ангел-хранитель за правым плечом и, несомненно, есть и за левым плечом некий персонаж, обычно с рогами изображаемый. Если я этому помыслу последую, откуда послышатся слова одобрения и аплодисменты? Простенький вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда его себе задавать, и многое в жизни станет яснее.

— Как хранить себя от по­мыслов‑прилогов?

— Надо помнить, что моя душа — это охраняемая территория, и у меня есть своя система ПВО. Вот мысль вторглась в сознание, я посылаю ей запрос: «Ты чья?» Выясняется, что она не от Христа. Тогда нужно попросить её выйти. Если просить вежливо, вряд ли послушается. Помните, когда апостол Пётр Христу говорит: «Ты не иди в Иерусалим, ты не распинайся, оставайся с нами». Христос ему говорит очень гневно, очень резко: «Отойди от меня, сатана!». От Творца людям дан великий дар — дар гнева. Когда в мою душу вторгается злой помысел, энергия гнева или ненависти должна его выбросить оттуда: «Я не хочу! Отойди от меня! Не соизволяю!»

— А если человек внутри себя согласился на грех, не смог противостоять?

— Некая борьба ещё может продолжаться. Голос совести всё-таки может шепнуть, что так не следует. А может наступить греховное пленение — это когда душа не желает зла, но грех ее тащит. Я каюсь в этом грехе, я не хочу его, но нет сил от него избавиться. Но хуже состояние, которое называется «страсть», когда человек сознательно стремится ко греху, и не просто отдаётся ему, а отдаётся с наслаждением. Вот тогда избавиться от греха уже очень тяжело. Поэтому лучше бить грех, когда он ещё мал.

— Какие есть способы борьбы с помыслами?

— Всегда быть в трезвении! Представьте, что каждый из нас — это как бы ходячий парламент, Государственная Дума. И у меня есть масса фракций. Вот наступает какой-нибудь вечерок. И фракция, скажем, рассудка, говорит: «Ну что, пора книжку почитать». Фракция сердца робко замечает: «Может, помолиться не мешало бы? В храм дорогу помнишь ещё?». Есть фракция желудка, которая очень громко говорит: «Кушать надо! Какие книжки, какие молитвы, парень?!». И есть ещё масса иных фракций со своими специфическими проблемами. Их много, а я один. Во мне идёт такая бесконечная парламентская буза. Но есть спикер — моя личная воля. Поэтому Церковь напоминает накануне Великого поста: «Мы — пленники!» Поймай грех и разбей его о камень. А камень что такое? Камень веры — Иисус Христос. Через молитву ко Христу разбиваются греховные помыслы. Чувствуешь, что в твоё духовное пространство вторгся вор и разбойник — кричи! Ко Христу кричи: «Господи, помоги!» И это будет означать, что ты не дашь этому греху пленить себя и сможешь от него избавиться.

— Трудно стать совершенным в наше время…

— Я признаюсь, почему я люблю православие. За трезвость. Удивительную трезвость! Православие — это огромный мир, который в себя вбирает очень многое. Здесь есть поразительная мистика: в православии нет потолка. Помните евангельские слова: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный?» Эти слова в православии понимаются абсолютно буквально! И православное богословие говорит о таинстве обожения. О том, что человек может глазами созерцать нетварного Бога, просвещаться Его нетварным Светом. Католики заявляют: «Это невозможно! Не может тварь соединиться с Богом». А православные говорят: «Может! Опыт наших святых отцов говорит: может!» Но при этом православие оказывается способным, призывая к великому, благодарно замечать маленькое. Сегодня часто появляются некие религиозные секточки, которые говорят: «Идём к Богу!» А между делом оказывается, что для этого надо всё маленькое, всё, что меньше Бога, растоптать: «От родителей отрекись, семью забрось, жену оставь, детей забудь — и в монастырь!». Масса таких сект! Православие умеет ценить человеческое добро. Да, оно говорит о сверхчеловеческом мире, но умеет ценить человеческое добро. И умеет понимать, что человек сложный.

— Нужно ли ходить в храм всю первую неделю Великого поста или ограничить себя только субботними и воскресными службами?

— В первую неделю поста читаются удивительные молитвы — покаянный канон Андрея Критского. Во всей глубине своей этот канон может быть понятен только богослову, почти наизусть знающему Библию. А в храмах наших стоят люди, которых нельзя назвать знатоками Священного Писания. И, тем не менее, этот Канон любим народом, и он действует на душу. Потому что сама атмосфера храма в эти вечера Великого поста, само звучание этих священных слов что-то меняет в душе человека. Если человек постоянно слышит скверные слова вокруг себя, если по стёклышку его души бьют песчинки, оставляя царапинки, рано или поздно стекло помутнеет и станет непрозрачным. Если такой эффект имеют скверные слова, то доброе и светлое слово тоже обладает таким воздействием. И поэтому, даже не понимая вполне церковнославянского языка, стоит приводить себя в храм, ставить себя в нём и слушать. Потому что человек больше, чем его рассудок. И там, где рассудок не вполне понимает смысла слов, там сердце чувствует.

— А что главное в каноне Андрея Критского?

— В каноне Андрея Критского не просто вспоминается, что вот такой-то человек сделал тогда-то то-то, а после каждого такого эпизода следует понятная любому человеку молитва: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!», «Помилуй мя, Боже!». И в этих словах — сама суть православия. Эти слова, эту молитву нельзя перевести ни на один язык мира. Пробовали. Есть много православных приходов, которые открылись в Германии, в Англии, во Франции, в Америке, в Австралии — в самых разных странах. И на местные языки переводят нашу литургию. И вдруг оказывается, что в других языках нет слов, чтобы перевести слово «помилуй». И переводят, скажем, «Господи, сжалься!», по-французски: «Господи, поимей жалость». «God, have mercy», англичане скажут. В русском «помилуй» корень «милость» созвучен (а может, оттуда и происходит) со словом «масло». Дело в том, что в православном понимании мы от Бога ждём исцеления. Не амнистии, а исцеления. В грехе я ранил свою душу. Да, мы нарушаем заповеди Божии, но через это и уродуем себя. Если Бог говорит: «Ладно, я вас прощаю», конечно, это радостно слышать, но ведь душа так и остаётся больной. И поэтому мы просим у Бога прощения не в смысле юридическом, а прикасания просим к глубинам нашей души, которое может исцелить. Масло, елей — это древнейшее лекарство. И поэтому, когда мы молимся «Господи помилуй», то тем самым выражаем, чего желает наше сердце: «елея благодати Господней». Того, чтобы Господь вошёл в наше сердце и исцелил нашу душу, изуродованную страстями.

— Чем вообще отличается великопостная служба?

Великий Пост — это время, когда человек находится в пути. Это путь к Пасхе. И поэтому, поскольку мы в пути, как ни странно, Великим постом богослужения более краткие. Литургия служится только по субботам и воскресеньям, но суббота и воскресенье считаются в православной традиции праздничными днями в любом случае — это не постовые дни. И только в среду и пятницу для тех людей, которые сугубо желают причаститься, допускается причастие, но они причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее воскресенье. И, кстати, тем людям, которые ещё не знают церковных установлений, я очень советую: чтобы понять, что такое Великий пост, сходите в храм. Хотя бы на полчаса загляните, и пусть не всю службу, если с непривычки не можете всё выстоять, хотя бы 20 минут, полчаса постойте, подышите этой удивительной атмосферой Великого поста.

Опыт веры

«Компотика хочу»

Наша дочь Дашенька этой зимой сильно заболела. Температура высокая, несколько дней почти ничего не ела. Муж уехал в тот день по делам, а я перед отъездом просила его заехать в магазин и купить кое-что из продуктов. Но он ответил, что едет совсем в другую сторону и сделать этого не сможет.

Когда муж уже должен был вернуться, дочь вдруг говорит:

— А папа купит компотик?

— Нет. Что же ты раньше не напомнила? — отвечаю я и вспоминаю, что опять забыла заказать мужу компот! Дочь два раза просила купить компот в банках, но я, вечно пребывая в суете и спешке, то забывала попросить мужа об этом, то не было с ним телефонной связи. И опять забыла! И опять телефон мужа не отвечает! Вижу, Даша расстроилась…

Приехал наш папа. Захожу в кухню и не верю своим глазам: на столе стоит банка с компотом. Я к Даше:

— Ты дозвонилась до папы?

— Нет, я попросила Николая Угодника: «Компотика хочу».

А потом муж рассказал, как у него не заладились запланированные им дела, и как появились вдруг дела в той части города, где находится тот самый продовольственный магазин, куда я его посылала. Тогда он вспомнил о моей просьбе купить продукты. Правда, того, что я просила, в магазине не оказалось. Зато рука мужа сама («сам не знаю, почему» — сказал он) потянулась к банке с компотом.

Вот так бывает скор на молитву больного ребенка святитель Николай!

Виктория Белькова

Православный календарь на февраль

1 февраля, среда — прп. Макария Великого, Египетского.

5 февраля, воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников Российских.

6 февраля, понедельник — блж. Ксении Петербургской.

7 февраля, вторник — свт. Григория Богослова.

9 февраля, четверг — свт. Иоанна Златоуста.

12 февраля, воскресенье — неделя о блудном мыне.

14 февраля, вторник — мч. Трифона.

15 февраля, среда — Сретение Господне.

18 февраля, суббота — Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

19 февраля, воскресенье — неделя мясопустная, о Страшном Суде.

25 февраля, суббота — Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Московского и всея Руси, чудотворца.

26 февраля, воскресенье — неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Сырная седмица (масленица) — с 20 по 26 февраля.

Великий пост — с 27 февраля по 14 апреля.

От 31 Января 2012 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий