year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Высоцкий у каждого — свой - «Местный спрос»

Высоцкий у каждого — свой

Да простят меня люди, знающие и любящие Владимира Семеновича. Не для тех людей, кому он — пустой звук, пишу. Для других…

…Зимний день — всего второй по счету. И солнце, наконец, вырвалось на свободу. В салоне автобуса, где едут простые люди, звучит голос В. Высоцкого. Не фоном звучит, скорее, прологом. Этот день своей жизни все они, и каждый в отдельности, решили отдать Владимиру Семеновичу Высоцкому. И едут они в театр «Содружество актеров на Таганке» на спектакль, также ему посвященный, под названьем «ВВС». Это не театр Высоцкого, не тот «любимовский», которому актер отдал 16 лет. Тот рядом — стена к стене. Да и Любимова там уже нет — уволился. Вместо него сейчас работает худруком Валерий Золотухин. «Содружеством» же руководит Николай Губенко. Когда-то выходили они вместе с Высоцким на сцену лучшего театра СССР. Сегодня 70‑летний Н. Губенко играет и главную роль в своем спектакле «ВВС».

Высоцкий у каждого — свой …Москва, встречающая нас легким снежком, шумит, бурлит. В 16 часов запланирован музей В. Высоцкого, создателем и директором которого много лет является Никита Владимирович Высоцкий, а по субботам экскурсии там ведет его мать Людмила Владимировна Абрамова. Только это, скорее, не экскурсии, а воспоминания, размышления о Владимире Семеновиче, его времени. Она называет себя связью времен. Уйдет она — порвется и связь. Также как и с Н. Губенко, В. Золотухиным.

К слову, эти два больших актера встретились в ноябре за чашкой чая и договорились всего лишь о совместной эксплуатации теплосетей. При Ю. П. Любимове «Таганка» отключала тепло «Содружеству». Бюджет Москвы сэкономил более 100 миллионов рублей, а нам, провинциалам, смотреть на это больно. Как рассказывала нам актриса Жанна Болотова, супруга и помощник Николая Губенко, театр переживает непростые времена из-за коммунистических убеждений руководителя. Однако, как говорят, «караван идет»…

Для шуян, ивановцев в рамках проекта готовятся маршруты в оба театра. Уже состоялись встречи с их директорами, организаторами спектаклей. Есть договоренность о встречах с Н. Губенко, В. Золотухиным. Интерес к проекту, готовность к диалогу о культуре в провинции выразил и Н. Высоцкий.

Сегодня пятница. Автобус «Люксавтотранса» с вывеской «Шуя — Таганка, проект Москва — театральная» остановился недалеко от Дома-музея В. Высоцкого.

— Поездка проходит легко, интересно, — говорит участница маршрута Е. М. Шведова. — Анна Васильевна много лет держала клуб любителей искусства в «Павловском», собирала нас на концерты, фестивали, встречи с артистами. К сожалению, мы теперь этого лишены. Но нас никто не спрашивает, принимая решения. Нам остается только радоваться новой возможности встретиться с настоящим искусством.

В кафе, в подвальчике дома, нас ждали бизнес-ланч, немного отдыха, и вот мы уже в первом зале музея. Залов всего три, кроме того, — точная копия кабинета Владимира Семеновича на Малой Грузинской, где он жил с Мариной Влади, далее — картинная галерея.

Пусть это не прозвучит нескромно, но мне о жизни и творчестве Владимира Высоцкого известно немало. Но главное, как говорят, — в деталях. Вот их, мелочей, заботливо собранных музеем, масса. Например, пинетка маленького Володи, его письма школьные к матери, редкие фотографии из детства. Или пиджак студента Высоцкого и костюм Гамлета.

Группа ушла дальше, а я все стоял возле гитары Высоцкого. Той самой, его любимой, ручной работы, с которой он не расставался, которая все рвала на себе первую струну после его смерти…

А Москва вечерняя красива. Витрины кафешек, реклама, машины, много улыбающихся лиц. На улице, по которой, конечно же, ходил Высоцкий, храм освещенный, не брошенный. Напротив — «Таганка», «Содружество», люди на входе, народ у касс. Мы с билетами проходим в фойе, третий звонок, и вот уже в темном зале звучит голос Николая Губенко, на экране — портрет В. Высоцкого.

Полтора часа без антракта пролетают мгновением. Артистов долго не отпускают. Цветы, аплодисменты, в воздухе еще висит атмосфера спектакля, созданная на высокой ноте, сыгранная на нерве — так, как творил сам Высоцкий. А меня не покидает вдруг накатившее откуда-то ощущение краткости другого мига. Под названием жизнь. В холле — знакомые лица земляков, ставшие близкими, начинается простой человеческий разговор. Разговор открытых глаз, открытых душ, открытых сердец. И вокруг такие же светлые лица москвичей. И никто не хочет расходиться...

Из первых рук

Гела Джишкариани,

руководитель проекта «Москва театральная»:

— Мы должны думать о людях, желающих оторваться от всеобщего засилья «попсы». В нашем городе таких людей гораздо больше, чем мы думаем. Это и есть тот культурный слой, ради которого задумывался проект. Я считаю, что без духовности, без прикосновения к искусству, истинным культурным ценностям, будущего у России нет. Поэтому, когда Анна Васильевна предложила попробовать, я согласился сразу. Денег проект не принесет — дай Бог управиться с расходами, но если мы не начнем что-то делать для укрепления позиций культуры в семье, городе, стране, она просто перестанет существовать.

Анна Цвешко,

руководитель проекта «Москва театральная»:

— Не так много в городе действующих очагов культуры. Именно культуры, все больше развлечения. Кроме зала Детской школы искусств, людям негде послушать классическую музыку на достойном инструменте. У нас нет репертуарного театра. Мне кажется, эти люди мало кого интересуют. Зачем с ними возиться? Хлопотно, затратно. В этой нише всегда было работать очень сложно. Сейчас тем более. Да и потом, чтобы этим заниматься, нужны профессионалы, а не умельцы по сколачиванию дешевых зрелищ. Я режиссер по образованию и знаю, о чем говорю. Мы пытаемся с Гелой Джарназовичем поставить наш проект на самоокупаемость. На сколько нас хватит, не знаю. Проект «Москва театральная» предлагает шуянам одним днем побывать в музее и в одном из пяти театральных залов Таганки.

От 13 Декабря 2011 года Василий ЦВЕШКО

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий