year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
«Заслуженного» просто так не дают - «Местный спрос»

«Заслуженного» просто так не дают

Такой вывод сделала корреспондент «МС», пообщавшись с учителем Пустошенской школы Валерием Владимировичем Пайковым.

«Заслуженного» просто так не дают

— Валерий Владимирович, тридцать лет назад вы пришли в школу. Каковы были ваши первые впечатления?

— Когда я, молодой специалист, попал в школу, то у меня не было сомнений, что старшее поколение учителей преподает немного не так, как надо. На практике же вышло иное — некоторые теоретические положения, которыми меня вооружили в вузе, разбивались о практику в пух и прах. И только позже я понял, что ни одна новейшая педагогическая технология, ни одна интерактивная доска или мультимедийная установка не заменят живого общения ученика и педагога. Секрет успеха прост: главное — установить общение с детьми, заслужить их доверие. Учитель должен быть требовательным, строгим или добрым в зависимости от ситуации, а ученики всегда должны понимать его эмоциональное состояние и знать, почему ими недовольны, или за что их хвалят.

— Школа советская и школа современная — это разные образовательные учреждения?

«Заслуженного» просто так не дают — Раньше авторитет учителя был незыблемым, большое значение имели книги. Верхом прогресса считалось, если на уроках математики появлялись калькуляторы, поскольку чаще использовались логарифмические линейки и счеты. Сегодня дети дают фору педагогам в плане освоения компьютеров. Компьютеры и интерактивные доски делают процесс обучения более динамичным, но они не заменят учителя. Техника вторична, ее задача — помогать, а не стоять во главе процесса обучения.

— С нынешними детьми сложнее найти общий язык?

— Дети есть дети, они и безобразничают, и совершают хорошие поступки, это не зависит от десятилетий. Отличаются взрослые. Сегодня в обществе сложилось негативное отношение к школе, к учителю. Это отражается и в телевизионных передачах, в ток-шоу, в фильмах. Смотришь телевизор, и страшно становится: что ни школа, то сплошные поборы; что ни учитель, то взяточник. Поверьте, я работаю давно и сотни раз убеждался: учителя — люди бескорыстные, они, наоборот, все школе отдают.

— Валерий Владимирович, что мешает современной школе?

— Слишком много стало начальников и бумаготворчества. Многие организации почему-то считают, что вправе отдавать любые приказания и требовать любую отчетность. Появилось огромное количество различных конкурсов, и о школе судят по тому, какие места она в этих конкурсах-смотрах занимает. Почему-то начали оценивать нашу работу по результатам ЕГЭ и по количеству детей, поступивших в вузы. А ведь у нас очень много детей, которые учились средне, в силу своих способностей, и не получили высшего образования, но достигли совершенства в своей профессии и стали полезны обществу. Разве это не заслуга школы?

— Министр образования А. Фурсенко в одном из выступлений сообщил, что главная цель образования — «взрастить потребителя»…

— Но ведь потребителями являются и животные. Согласно этому мнению, человека нужно низвести до уровня животного. Я считаю, что школа не должна воспитывать потребителя, школа должна воспитывать личность. Одним из достижений советской школы было воспитание всесторонне развитой личности. Что плохого в том, что человек, который занимается техникой, любил бы ходить в театр, слушать и понимать хорошую музыку. Мужчина, даже если его профессия связана с умственной работой, должен уметь починить проводку, сделать элементарную работу по дому. А с предложенным столоначальниками подходом, таких людей мы вряд ли воспитаем. Нельзя экономическими категориями оценивать образование, литературу, балет, музыку. Но, думаю, найдутся здравомыслящие люди и выправят ситуацию.

— Сегодня одним из спорных вопросов стали новые стандарты. Как отразятся они на процессе обучения в школе?

— Эти стандарты нацеливают педагогов не только на вооружение учащихся знаниями, но и на формирование у них навыков самообразования и профессиональное самоопределение. А вот внедряются они довольно-таки интересно. Когда в советское время вводились какие-то изменения в образовании, обязательно за год до этого в предметных журналах печатались методические рекомендации. Все учителя проходили подготовку в институте усовершенствования, где их обучали этим нововведениям. Только после этого начинали вводить новое. Теперь же без четкой целевой установки, без программ, без учебников мы начинаем внедрять в школу новые стандарты. Я не говорю, что они плохие, но при их внедрении телега ставится впереди лошади.

— Сейчас все чаще говорят о распущенности молодежи, может, причина тому — отсутствие молодежной организации?

— В хороших школах детские объединения существуют. Коллективное воспитание для человека необходимо, он должен уметь уживаться с другими детьми. Даже у многих современных политических партий появилось молодежное крыло, потому что они понимают — без воспитания подрастающего поколения ничего не получится.

— Валерий Владимирович, поводом к нашей встрече стало присвоение вам звания Заслуженного учителя Российской Федерации. Поделитесь вашими впечатлениями.

— Во‑первых, хочу поблагодарить педагогов, моих коллег, работников отдела образования за помощь. Критерии для получения такого звания стали более жесткими, в связи с этим очень жаль, что многие достойные педагоги оказались не награжденными. Сегодня, чтобы стать «Заслуженным», нужно выдержать требования к стажу, иметь все награды на уровне области и все ведомственные поощрения. Если номинируется директор или его заместитель, комиссия смотрит результаты работы школы, ее финансовое положение. Процесс подготовки документов — это кропотливая работа коллектива школы, отдела и департамента образования, правительства области. Сама процедура выдвижения меня на звание Заслуженного учителя инициирована была несколько лет назад. Церемония вручения звания была не пышная, но торжественная, и это понравилось.

От 1 Ноября 2011 года Анна ЧИСТЯКОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий