Школа глазами молодых
Какой видят современную школу, а также себя в ней молодые учителя города, выясняла корреспондент «МС».
Дарья Мельникова,
учитель иностранного языка, гимназия № 1:
— Все мои ученики разные. Есть среди них и те, которые серьезно занимаются предметом, и те, которым английский не интересен. Но работаю со всеми, уделяю внимание всем. Конечно, возникают проблемы, в основном, связанные с дисциплиной. Но я хочу работать с детьми, несмотря на трудности, стараюсь свои уроки сделать интересными. Помогает то, что в гимназии дружный педагогический коллектив, и каждый готов тебя поддержать. Что касается современного образования, то оно не идеальное. Хорошо было бы иметь в каждом кабинете компьютер, чтобы задействовать его в учебном процессе.
Екатерина Ямщикова,
учитель физической культуры, гимназия № 1:
— Дети хорошие, работать с ними нравится. Признаюсь, поначалу было страшно идти в класс, особенно на первый урок. На тебя смотрят тридцать пар глаз, и ты не имеешь права на ошибку, на тебе лежит ответственность за жизнь малышей и их здоровье. Но я не раскаиваюсь, что выбрала профессию учителя, хотя серьезная проблема есть — это оплата труда педагога. Молодой специалист работает за минималку. В дальнейшем зарплата будет выше, но только через два года.
Мария Чайкина,
учитель начальных классов, школа № 2 им. К. Д. Бальмонта:
— С детства мечтала стать учителем. Адаптация прошла хорошо, дети мне знакомы, я несколько месяцев работала в школе еще в прошлом учебном году. А вот первый урок вести было тяжело. После того, как ребята ушли домой, я села в кабинете и долго не могла прийти в себя. Сейчас уже легче. Конечно, школьное образование имеет проблемы, ведь оно рассчитано на среднего ученика, а все дети разные. Пожалуй, это самая главная проблема — что все усредняется.
Галина Дорофеева,
учитель иностранного языка, школа № 7:
— С точки зрения молодого специалиста, в школе достаточно много проблем. Сейчас дети к учебе относятся не слишком серьезно. Есть, правда, ребята, которые стремятся к знаниям, стараются, но все-таки детей, которые приходят просто пообщаться, немало. Не все из учеников всерьез принимают молодого специалиста. Им трудно привыкнуть к тому, что молодой учитель может обладать достаточными знаниями, чтобы делиться ими. Новый человек для них — всегда стресс, и нужно думать, что и как сказать, чтобы не обидеть их чувства.
Марина Скокова,
учитель иностранного языка, школа № 7:
— Школа очень изменилась. Образовательная программа стала намного серьезнее. Учителя дают все возможные знания, в школе большое количество кружков. Я 7 месяцев работала во Франции ассистентом преподавателя русского языка. Во Франции твои объяснения слушают. Наши ученики пытаются что-то возразить, но дети у нас хорошие, слушаются. Есть, конечно, и сложности: от молодого специалиста ждут что-то новое. Вот и приходится придумывать, как бы заинтересовать их.
Татьяна Гагарина,
учитель иностранного языка и воспитатель группы продленного дня, школа № 2 им. К. Д. Бальмонта:
— Окончила Челябинский государственный университет. Очень хотела стать учителем, тянет к детям. Работать нравится в школе, каждый день в класс иду с приподнятым настроением. Вначале, когда привыкала к ученикам, а они ко мне, работалось легче. Сейчас труднее, потому что некоторые начинают озорничать.
Елена Логинова,
учитель иностранного языка, школа № 2 им. К. Д. Бальмонта:
— Мы были другими — читали книжки и компьютера не имели. У нынешних детей любимое занятие — компьютерная игра, а вот интерес к книгам пропадает. И это очень большая проблема: читать учебники им скучно, приходится придумывать интересные задания, связанные с компьютером, интернетом. И еще дети сейчас все очень активные. Стараюсь быть строгим учителем для старшеклассников, для малышей — другом и помощником, но без панибратства, чтобы оставаться для них учителем, авторитетом.
Ольга Соболева,
учитель начальных классов, школа № 15:
— Очень люблю детей, поэтому и связала свою жизнь с профессией учителя. Еще на пятом курсе университета работала в школе сначала воспитателем группы продленного дня, затем начала вести класс. Работа учителя вначале казалась мне легкой, на самом деле это не так. Мои ученики привыкли к другому учителю, поэтому мы адаптировались друг к другу довольно долго. Родители тоже не сразу меня приняли. Ситуация была просто стрессовая. А потом стало все самой собой получаться. Очень понравилось, что в школе хороший коллектив, педагоги оказывают большую помощь. Только благодаря коллективу, я осталась здесь работать.
Артем Иванов,
учитель русского языка и литературы школы № 11:
— Я сознательно поступил в ШГПУ, сознательно выучился, и когда настало время определяться, не сомневаясь, пошел работать в школу. Хотя в нашем выпуске, это, скорее, было исключением. Конечно, атмосфера в школе была иной, когда я сам был учеником, да и время было другое. Сейчас основная задача, стоящая перед школой, — максимально занять ребенка. И не только урочной деятельностью, но и внеурочной. Министерство неуклонно подводит нас к тому, чтобы ребенок больше времени находился в школе. Возрастает нагрузка на учителя. Если раньше педагогу достаточно было провести уроки и ехать домой, то сейчас я, например, ежедневно нахожусь в школе до 15 часов и приезжаю еще по субботам, хотя у меня в этот день нет уроков. Нагрузка на учителя выражается и в постоянной бумажной работе. Это минус современной школы. Создается впечатление, что учитель должен заниматься только написанием отчетов, а не своими прямыми обязанностями. Такого раньше не было. Дети тоже изменились. Возможно, я заблуждаюсь, но мне кажется, что мы в их возрасте не были такими скучными. Современных детей очень сложно чем-то заинтересовать. Каждый из них живет в своем узком мирке: дом, компьютер, прогулки с друзьями и все. Приходится прикладывать массу усилий, чтобы положение изменить. Наверное, в этом виноват не только интернет, но и государство, потому что то, что мы слышим с экранов телевизоров, например, о введении ювенальной юстиции, подрывает основы нормального школьного процесса. Сейчас дети запросто могут заявить учителю, что они имеют права, но никто из них не думает о том, что права всегда сопряжены с обязанностями. Это все продукты ювенальной юстиции, сейчас детям много говорят об этом, но никто не говорит об обязанностях.
Образование — процесс живой. То, что было 20–30 лет назад, не может оставаться таким же, но есть фундаментальные основы, которых касаться нельзя. Современные реформы образования требуют от учителя все больше и больше знаний передавать ученику в тестовой форме. Ученика не учат размышлять, его учат запоминать. Это огромный минус.