year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Судоходство по Тезе — красивый миф или реальность? - «Местный спрос»

Судоходство по Тезе — красивый миф или реальность?

Услышав вопрос корреспондента «МС» о перспективе возобновления сквозного судоходства по Тезе, начальник службы эксплуатации Тезянской шлюзовой системы Н. Куркин задал неожиданный вопрос: «А для чего? Кому это нужно?»

Судоходство по Тезе — красивый миф или реальность?Первая реакция — как это для чего?! Хотя бы для того, чтобы иметь возможность пройти водным путём куда угодно, хоть в мировой океан. Но с Николаем Анатольевичем нельзя не согласиться, в основе любого проекта в первую очередь лежит экономика. Строительство и содержание шлюзовой системы — дело очень и очень дорогое, и вкладывать миллиарды рублей просто так никто не будет, и вопрос «Для чего? Кому это нужно?» повисает без ответа. Чтобы ответить на него, попробуем сначала вспомнить историю.

Прошение на Высочайшее имя

Начало 19 века — период стремительного развития промышленности в России, и наша Шуя — один из самых динамично развивающихся регионов империи. В то же время отсутствие транспортных путей ставило шуйских купцов и фабрикантов, чьи имена известны были по всей Европе, в крайне невыгодное положение по сравнению с теми конкурентами, чьи предприятия располагались на берегах крупных судоходных рек. По сравнению с гужевым транспортом, речные перевозки позволяли в разы увеличить грузооборот и при этом так же в разы снизить затраты на перевозки. Судоходство по Тезе — красивый миф или реальность?Именно этим руководствовались деловые люди Шуи, обратившиеся с прошением на Высочайшее имя о разрешении строительства на Тезе плотин со шлюзовыми камерами. Именно для грузовых перевозок. Хотя параллельно с грузовыми перевозками подразумевалась организация пассажирских перевозок и прогулочного судоходства.

Шуя – русский Манчестер

Ввод в строй 180 лет назад «Тезянской шлюзованной системы» способствовал превращению нашего сугубо сухопутного края в российский Манчестер, в крупнейший центр текстильной промышленности Российской империи, а позднее и Советской России. Объём перевезённых за это время по Тезе грузов исчисляется миллионами пудов. Значение Тезы, как транспортной магистрали, не утрачивается и после того, как в Шую пришла железная дорога. А в годы Великой Отечественной войны, когда практически весь сухопутный транспорт был мобилизован для нужд фронта, обеспечение хозяйственных перевозок полностью ложится на Тезянскую шлюзовую систему. Река помогала выжить городу и горожанам в самые тяжкие годы. По ней в город везли лес и хлопок, уголь и дрова — всё, без чего немыслимо существование любого города.

Ломать — не строить…

Судоходство по Тезе — красивый миф или реальность?В 70-е годы, с развитием дорожной сети и переходом на автомобильные перевозки, значение реки как транспортной артерии постепенно утрачивается, и к середине 80-х все грузовые перевозки по реке прекращаются. Мизерные доходы от пассажирского и прогулочного судоходства не покрывают и десятой части затрат на содержание всей инфраструктуры шлюзовой системы, начинается стремительное сокращение финансирования и неизбежная деградация и разрушение.

Осознание того, что каскад плотин и шлюзов за полтора века своего существования создал уникальную ступенчатую гидросистему, поддерживающую уровень воды в реке, с разрушением которой самым кардинальным образом нарушается водный баланс на огромной территории, расположенной в междуречье Волги и Клязьмы, пришло лишь тогда, когда это случилось. Острый дефицит питьевой воды несколько лет подряд испытывают больше ста тысяч человек, живущих в трёх районах области. Приходит понимание того, что Тезу и её уникальную шлюзовую систему нужно срочно спасать.

Из Тезы в Клязьму — по воде

На федеральном уровне принимается решение о восстановлении Тезянской шлюзовой системы. За 15 последних лет восстанавливаются все пять её гидроузлов, строятся три новых бетонных плотины. К сожалению, одна из них проектируется и строится с серьёзными просчётами, что приводит к её разрушению. Начаты работы по восстановлению шлюзовых камер, и на сегодняшний день три из пяти полностью восстановлены. Уже через месяц состоится конкурс на строительство бетонной шлюзовой камеры на четвёртом гидроузле в Холуе, летом планируется очистить русло в Хотимле от остатков рухнувшей плотины. А на следующее лето появится реальная возможность прогулочного судоходства от Шуи до Клязьмы, а при желании и дальше. Но вот рассчитывать на то, что толпы туристов выстроятся в очередь, желая посмотреть красоты земли Шуйской во время водной прогулки, не приходится — даже по Волге прогулочные туры существуют как один из составляющих элементов комплексной туристической программы. У нас такой раскрученной «изю­минки» пока нет. Остаются рыбаки, любители провести выходной день на воде да редкие в наших краях туристы-водники.

Как всегда, не до жиру

Федеральный бюджет финансирует программы, направленные на сохранение Тезы лишь как источника питьевой воды в области и главного элемента большой экосистемы, разрушение которого повлечёт катастрофические для региона последствия. Для этого поддерживаются старые и строятся новые плотины на Тезе, но задача возоб­новления судоходства этой программой не предусмотрена. Существование работоспособной шлюзовой системы создаёт лишь условия для этого, а кто ими воспользуется — пока неясно. Из многих появлявшихся за последние годы «прожектов», связанных с судоходством по Тезе, ни один не получил серьёзного практического осуществления. Время от времени совершаемые шумные вояжи подгулявших компаний вряд ли можно считать чем-то серьёзным. А без этого любые разговоры о возрождении судоходства не более чем красивые мечты с налётом ностальгии по ушедшему.

Начата сборка пятого гидроузла

А жизнь на объектах ФГУ «Верхневолжскводхоз» идёт своим чередом. Завершена сборка плотины второго гидроузла, и на днях она поставлена под рабочий напор, начата сборка плотины пятого гидроузла. Здесь нужно пояснить, что деревянные плотины второго и пятого гидроузлов во время весеннего паводка разбираются. Новая плотина в Холуе также стоит под рабочим напором. Перед плотиной — полноводная река, а после неё даже не речка, а большой ручей, который местами перейдешь, не замочив колени. Такой Теза в Холуе будет, пока не встанет под рабочий напор плотина пятого гидроузла. А пока южские мостостроители, пользуясь очень низким уровнем воды в реке, торопливо сооружают пешеходный мостик взамен разрушенного паводком автомобильного моста. Ситуация для района критическая. Единственной переправой через Тезу на много десятков километров в округе остаётся новая плотина третьего гидроузла, но уже летом, когда начнутся работы по строительству шлюзовой камеры, движение здесь будет остановлено, и ни одна машина — ни пожарные, ни скорая, ни милиция — никто не сможет попасть на правый берег Тезы, как минимум, год.

Шуе грозит дефицит воды?

Судоходство по Тезе — красивый миф или реальность?Впрочем, и Шуе в начале нынешнего лета придётся ощутить, что такое дефицит воды. Как рассказал Н. Куркин, по данным гидрологических исследований и измерений, на верхнем бьефе плотины первого гидроузла вода частично вымыла грунт и образовалась большая яма. Опасности она не представляет, но, если ничего не предпринимать, может возникнуть угроза для плотины. Поэтому принято решение понизить уровень воды на верхнем бьефе плотины до отметки примерно 70 сантиметров, чтобы образовавшийся промыв можно было заполнить камнем и уплотнить его бульдозером. Все работы займут не больше недели, но на это время уровень воды в черте города понизится до критического. Сразу после завершения работ плотина будет поставлена под рабочий напор, но на восстановление нормального уровня тоже потребуется время. Мера эта неприятная, но необходимая, так что придётся набраться терпения.

На такой ноте закончилась наша очередная поездка по Тезянской шлюзовой системе. Получили ли мы ответ на вопрос о возобновлении судоходства по реке? И да, и нет. Условия для судоходства до Хотимля есть уже сегодня, через год, скорее всего, будут и по всему руслу, обо всём остальном мы уже сказали.

От 24 Мая 2011 года Олег НАЗАРОВ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий