year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Байкальские заметки - «Местный спрос»

Байкальские заметки

Почему мы не едем на поезде в Сочи… Не всякий поймет, не испытав этого, зачем сжигать накопленные на отпуск деньги в цилиндрах двигателя мотоцикла, нестись неизвестно куда, по дорогам, открытым ветру, дождю и пыли. Чтобы проводить в напряжении весь световой день, наматывая на колеса сотни и тысячи верст дорожного полотна, ночевать в палатке в лесу и готовить на костре пищу. Быть уверенным в надежности своего мотоцикла на все 110%, ведь не будет машины сопровождения – и неоткуда ждать помощи. А многие, и испытав, не понимают. Каждому свое.

Идея маршрута родилась сама собой, когда стало ясно, что кроме как на восток ехать уже никуда не имеет смысла. В запасе есть целый месяц. Поэтому выбрали такой маршрут, который целиком увидеть можно только на глобусе, а именно: решили посетить самое большое хранилище пресной воды на планете, глубочайшее озеро в мире – Байкал, которое находится на юге Восточной Сибири.

Решили ехать втроем на трех мотоциклах: два из них – уже проверенные «Иж Планета-5», а также «Ява-638». Непосредственно сборы заняли пару дней. Набросали в рюкзаки все, что могло понадобится в походе: мелкие запчасти для «Ижей» (как всегда, то, что взяли, не понадобилось, зато то, что нужно было, не взяли). А для «Явы» вообще запчастей не оказалось, но она была еще новой, поэтому не придавали этому особого значения.

В намеченный день выехать не удалось – для «Явы» еще не готов багажник. Нервы на пределе, выезжаем на следующий день – 5 июля. Наконец, дом позади, неизвестно, что нас ждет. Любуемся природой Нижегородской области… Залюбовался. Из засады выбегает инспектор с жезлом – штраф за превышение скорости. Хорошее начало. Середина дня, пекло, Сергей пропал из зеркал заднего вида, возвращаемся – прокол заднего колеса. Замена камеры на новую прошла без проблем. Но проблема в другом – спущенная покрышка разорвала нижний чехол цепи – а запасного с собой не было, это грозило скорым износом цепи, и… в общем, решили найти запчасти в ближайшем городе. Но это не все приключения первого дня. Вечером заднее колесо проколол Артем. Вот тут уже пришлось попотеть – заднее колесо на «Яве» снимается не так просто, как на «Иже». Тогда мы еще не знали, что эта напасть с проколами будет преследовать нас на протяжении всего похода. Заночевали в пойме какой-то реки, проехав относительно немного.

День второй.

Чебоксары. Заезжаем в город. Находим авторынок. Закупаем необходимые расходники. До вечера ехали по Чувашии.

День третий.

Не проехали и ста километров – вынужденная остановка: на «Яве» пропал заряд аккумулятора. Разобрали, посмотрели – выяснилось, что западает одна из щеток и плохо контачит с генератором. Запасных нет. Аккуратно установили на место старые, заряд появился. Можно ехать. За световой день проезжаем Башкортостан и Татарстан. Кругом степи, взгляду не на чем остановиться. Жарко и очень влажно, как в бане. Ехать тяжело. Один раз остановили на посту ДПС – просто поговорить, инспектор пожелал нам счастливого пути и даже не посмотрел документы, всегда бы так…

Вечереет. Свернули с дороги в деревню набрать воды для ночлега. Сергей снова проколол заднее колесо. Потеряли время на замену камеры. Искать место для лагеря ночью в степи, да еще прямо перед Уфой, не хотелось. Решили ехать ночью.

По окружной проехали Уфу, выехали на челябинскую трассу.

День четвертый.

Байкальские заметкиИюльская ночь. Долгожданная прохлада. Дорога разгружена. Ровно гудит двигатель мотоцикла. Никакие посторонние мысли в голову не лезут. Как будто остаешься с дорогой наедине.

Плавно начались затяжные подъемы – въезжаем в предгорья Урала. Жаль, увидеть всей красоты Урала со стороны не удалось – темно. Дальше подъемы становятся все круче и затяжнее. Часто встречаются кемпинги, в палатках продают пуховые платки и другие уральские сувениры. Но останавливаться здесь ночью не стоит.

Заезжаем на очередную сопку. Рассвет – и перед нами открывается Урал: вершины невысоких гор, поросшие лесом, простираются до горизонта, а между ними все залито густым белым туманом. Спускаешься в него, словно уходишь под воду. Видимость резко сокращается до двух метров. Кругом только белая пелена. Со стекла шлема стекают ручейки воды. Ко всему еще спуск такой крутизны, что накатом километров пять можно ехать со скоростью 90 км/ч. Неудивительно, что в этих местах часто можно встретить упавшие в кювет фуры. Плохо только то, что подниматься в гору потом еще столько же.

Утро. Решили разбить лагерь, отдохнуть и подкрепиться.

Проснулись, когда солнце уже вовсю пекло, свернули лагерь. Полтора часа потратили на поиски потерявшегося в траве мобильника и отправились дальше. Свернули с трассы М5 на север. Проехали город Златоуст, знаменитый тем, что здесь изготавливают качественное холодное оружие и сувенирные клинки. Жаль, магазины были уже закрыты. Заночевали перед Миассом, проехав в этот день очень мало, во многом из-за крутых подъемов и необходимости останавливаться для остужения двигателей.

День пятый.

Приехали в Миасс. Здесь нам подсказывают лучший путь обогнуть Казахстан. Так что возвращаемся на трассу М5. На подъезде к Челябинску Уральские горы полностью закончились, снова начался равнинный ландшафт. Проехав город, Сергей на скорости прокалывает гвоздем переднее колесо. При этом он чудом не улетел с дороги, остановившись уже на каменистой обочине. Остаток дня прошел без происшествий. И на ночлег остановились в каком-то живописном лесу перед Курганом.

День шестой.

Жара. Кругом одни степи. Рядом Казахстан. Не доезжая до границы, близ поселка Петухово, сворачиваем на север. Дальше едем вдоль границы. Проезжаем полсотни километров строящейся дороги и оказываемся на трассе Тюмень-Омск. Поворачиваем на Омск.

Тюменская область. Сидим себе на обочине, отдыхаем, чистим глушители. Мимо проносятся две «Ямахи». Возвращаются, подъезжают.

– Откуда? – спрашивают.

– Знаете такой город – Шуя?

– Шуя – конечно, знаем!

– ?!?!?

Снимает шлем – Индеец, собственной персоной. Вот где не ожидали встретить знакомых людей, так это в Сибири, посреди дороги. Сам он из Москвы, но наш город навещает часто. Сейчас с друзьями едет на Алтай. Пообщались. Спасибо, снабдили нас телефонами поддержки в попутных городах, если что случится: поддержали материально.

Заночевали перед Омском в березовом лесу. В следующие два дня картина та же – степь и березы, проехали Новосибирск.

День девятый.

Байкальские заметкиПосле Кемерово по ошибке сделали крюк – свернули на Анжеро-Судженск, вместо того, что бы сразу ехать в Мариинск. Очередной прокол колеса, на этот раз на «Яве» у Артема. Дорога идет вдоль Транссибирской магистрали. Поэтому иногда приходилось ехать с поездом по соседству.

День десятый.

Подъехали к Мариинску. Прокол колеса на «Планете» у Сергея. Вдобавок протерлись новые чехлы цепи. Заехали в город на рынок, закупили кучу запасных камер и чехлов цепи – что поделаешь.

Постоянно непрерывным потоком едут навстречу стаи перегонщиков японских машин, заклеенных малярным скотчем, чтоб не поцарапать. Больше половины машин в Сибири – японские праворульные. Заночевали в таежном лесу.

День одиннадцатый.

Красноярский край. Живописные холмы и долины уходят за горизонт. Дальнобойщики искренне нам сочувствуют, рассказывая, какой участок бездорожья нас ждет впереди. Под вечер, прокол колеса на «Яве», и спать. В общем, все по плану.

День двенадцатый.

После Канска началась обещанная плохая дорога. Дорогой это назвать, конечно, можно с большой натяжкой, она еще только строится. Вот тебе и федеральная трасса! Средняя скорость передвижения резко упала. От фур стоит пыль столбом. Но лучше так, чем ехать по грязи. Рассказывают, когда идут дожди, здесь образуются многокилометровые пробки. Забавляют знаки «Ограничение скорости 70 км/ч», когда реально быстрее 20 км/ч просто не проехать. Грунтовка чередуется с асфальтом, примерно через каждые 40-50 км.

День тринадцатый.

Наконец плохая дорога закончилась (насчитали в сумме ее около 200 км). Но заодно с ней закончилась и зона действия связи «Билайн». А другой у нас не было. Так что кто соберется сюда ехать, берите с собой «МТС», либо подключайтесь к местной «Байкал Вестком».

Перед сном снова меняем проколотую камеру на «Яве».

День четырнадцатый.

Иркутск. На заправке повстречались с местным клубом «Байк.ALL». К сожалению из-за нехватки времени задержаться здесь не получилось. Впереди Байкал, а точнее, решили ехать на остров Ольхон, что находится в самом его центре.

Не глядя на карту, пропустили поворот направо, к острову, у поселка Баяндай. Пришлось возвращаться, проехали лишние 120 км, так и не достигнув в этот день берегов озера. Зато еще раз прокололи на «Яве» колесо и со спокойной совестью легли спать.

День пятнадцатый.

На подъезде к Байкалу рельеф резко меняется. Начинаются сопки. Холмы покрыты густым лесом. Дорога петляет. На участке грунта перед самым озером в очередной раз прокол колеса на «Яве», на этот раз переднего, благо скорость была небольшой. Заезжаем на очередную сопку – и открывается панорама. Голубая гладь озера, окруженная хребтами, небольшие заливы и мысы, деревья вперемешку с валунами на скалистых склонах – это уникальное место.

На остров Ольхон осуществляется паромная переправа, паром ходит примерно раз в 40 минут, проезд бесплатный. Умещается около 12 машин. В это время здесь длинные очереди как желающих попасть на остров, так и уехать с него. Бывает, паром ломается, тогда связь с островом обрывается. Мотоциклы пропускают без очереди.

Байкальские заметкиПока ждем паром, катаемся по близлежащим сопкам. Ольхон, самый крупный остров Байкала, расположен в средней части озера, вблизи западного побережья. Остров вытянут вдоль берега Байкала, длина Ольхона 73 км (между мысами Хобой и Умыш-Тамэ), ширина достигает 15 км. Дороги здесь грунтовые, и больше напоминают полигон для испытания подвесок, такое количество ям редко где можно увидеть. На территории острова Ольхон находятся памятники природы, охраняемые государством. Самый известный памятник природы Байкала – Шаманский мыс, он же мыс Бурхан. Изображение мыса – визитная карточка Байкала. Здесь большое количество туристов из самых разных уголков земного шара.

Решили проехать еще километров 15 вдоль побережья, здесь находится относительно тихий песчаный пляж, местного населения нет. Эта часть Байкала, заключенная между западным побережьем озера и островом Ольхон, представляет собой уникальное водное пространство с особым микроклиматом и носит название Малое море. Сюда приезжают целыми семьями и живут в палатках по несколько недель.

Лагерь разбили на опушке красивейшего лиственного леса, откуда был виден пролив, а за ним – горные хребты на берегу. Вечерами можно было наблюдать фантастический закат под ленивые звуки прибоя. Здесь нет клещей, комаров и опасных хищников, отдыхать никто не мешает. Мусор складывается в специальные контейнеры, которые по утрам очищают. Обязательно стоит попробовать омуля – местную рыбу, купить ее здесь не составит труда. Воду можно пить прямо из озера.

На острове есть реликтовый ельник, он сохранился с ледникового периода и выжил, несмотря на засушливый климат Ольхона, благодаря наличию подпочвенных вод.

Два дня, проведенные на острове, пролетели незаметно, пора было собираться в обратную дорогу. Перед этим поехали посмотреть на северную оконечность острова – священный мыс Хобой, откуда открываются бескрайние просторы Байкала, а на вершинах хребтов можно увидеть снежные шапки. Заехать сюда можно только на двухколесном транспорте либо прийти пешком.

По пути повстречали двух мотоциклистов из Усолья-Сибирского на «Ямахах», они также путешествовали по Ольхону и собирались остаться на мотофестиваль. Жаль у нас нет времени. Дальше по острову ездили впятером. Еще встретили группу «эндуристов» из Северодвинска, также приехали на фестиваль и покататься по Ольхону. Мотоциклы, правда, они привезли в прицепе.

Обратную дорогу подробно описывать не будем. По времени она заняла 13 дней. То и дело навстречу попадались мотоциклисты, торопившиеся на байк-шоу. Близ поселка Зима встретили велосипедиста из Польши, на вид лет семидесяти. Он едет на Байкал уже 55 дней и собирается возвращаться назад своим ходом. В пути ему еще быть 3 месяца.

На участке плохой дороги несколько раз отрывался багажник, варили, опять отрывался. В конце концов, стянули капроновыми стяжками и так продолжили путь. История с проколами колес дошла до того, что две покрышки пришлось выкинуть (купили новые), до того они износились. Да и после этого протыкались даже новые покрышки. В сумме проткнули колеса, наверное, раз двадцать. Везение?

Обратная дорога шла северным маршрутом – через Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Ижевск. Урал за Екатеринбургом не такой, как на юге, горы очень пологие.

В конце пути на «Иже» Сергея умер аккумулятор, а постоянно западающие щетки генератора на «Яве» заменили, наконец, новыми, выточенными из «камазовских».

В итоге за 30 дней пройдено почти 12 000 км. Серьезных поломок не было.

От 19 Сентября 2007 года Александр ШАПИЕВ,Сергей НИКИТИН,Артем БАРАНОВ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий