Закон об образовании вынесен на обсуждение
Своими размышлениями о проекте поделилась ректор ШГПУ, профессор Ирина Добродеева.
— Ирина Юрьевна, в чем суть нового закона «Об образовании»?
— Основная цель разработчиков проекта закона состоит в создании принципиально нового, единого образовательного пространства. Но в проекте закона много несостыковок. Например, что такое воспитание и образование? Какое понятие шире? Какое от какого зависит? Много вопросов вызывают некоторые формулировки. Например, «Учитель и преподаватель имеет право на заработную плату». Возникает вопрос: какую? Это минимальный размер оплаты труда? Или же будет установлен какой-то критерий? Много вопросов возникает по начальному профессиональному образованию. В проекте не заложены статьи и разделы, касающиеся его. Как объясняет министр образования и науки Андрей Фурсенко, начальное профессиональное образование в традиционном его понимании не существует. В настоящее время его можно получить в образовательных учреждениях совершенно нового типа. В общем, закон должен быть понятен всем, а значит, его необходимо дорабатывать.
— Какие изменения, обозначенные в законопроекте, коснулись вузов?
— В настоящее время существуют три формы вузов: институт, академия и университет. С введением нового законопроекта будут иные: колледж, институт и университет. Но в проекте мало уделено внимания этой типологии. Когда начинаешь анализировать ее, то создается впечатление, что у нас, в Ивановской области, кроме колледжей, ничего и не будет. Следовательно, не будет ни аспирантур, ни подготовки научно-педагогических кадров. Однако Андрей Фурсенко сказал, что этот вопрос будет обсуждаться и, очевидно, внесут изменения. У проекта есть еще одна отрицательная сторона: студентов лишили социальной стипендии — в законе об этой стипендии ни слова.
— Как в нашем регионе проходит обсуждение проекта?
— Обсуждению проекта закона было посвящено заседание Областной думы и Общественной палаты. Свои изменения внесли члены партии «Единая Россия». Учителя его обсуждают в школах, на заседаниях методобъединений. К обсуждению примкнули и родители. А результатом столь кропотливой работы будет создание приемлемого закона.
— Какие предложения вы вынесли на обсуждение Общественной палаты области?
— Скажу кратко. Необходимо продлить срок подготовки закона «Об образовании». Он должен быть подготовлен более тщательным образом, нельзя торопиться с его принятием. Из законопроекта необходимо изъять ряд материалов, которые являются по своей сути процедурными и к закону, в принципе, отношения не имеют. Например, процедура избрания ректора вуза. Далее, в законопроекте не учтена возможность семейного образования. Учитывая социальное расслоение общества, тенденцию семейного образования обойти нельзя. Нечетко прописано положение о частных детских садах и практически ничего не сказано о малокомплектных сельских школах, о льготах для сельских учителей. В стране существует негосударственное образование, о правовых основах которого тоже надо написать в законе. И еще отмечу, что студентам необходима (!) социальная стипендия.
— Вы часто общаетесь с учителями школ. Что их волнует больше всего?
— Учителя говорят о том, что закон разрешит им оказывать в школе платные образовательные услуги. Какой будет размер оплаты? Не приведет ли это к беспределу? Возможно, что услуги в одном регионе будут иметь одну стоимость, а в другом — иную или вообще быть бесплатными. Не получится ли так, как произошло с платными услугами в здравоохранении?
— Наверное, необходимо, чтобы государство повернулось лицом к образованию. Происходит ли это сейчас?
— Я думаю, да. Хотя критика допустима всегда. В нашем регионе школы компьютеризированы, в каждой — интерактивная доска. Дети владеют навыками работы с персональным компьютером. Серьезное опасение вызывает нехватка детских садов, и на это государство должно обратить серьезное внимание. К сожалению, плохо владею информацией о том, как в области обстоят дела с начальным и средним профессиональным образованием. Знаю, что в системе высшего профессионального образования все не так уж и плохо. Например, если говорить о заработной плате преподавателей, то по нашему вузу она очень неплохая. Во-первых, это преподавание, во-вторых, наука, участие в различных конкурсах. Есть средства на повышение квалификации для преподавателей. Мы имеем все возможности для создания уровневой системы образования: в вузе 14 магистратур. В нашем вузе есть все перспективы продолжения строительства семиэтажного корпуса.
— Если не форсировать события, то когда может быть принят новый закон?
— Не знаю, но считаю, что закон надо принимать в 2011 году, но возможно это произойдет позже. Нельзя работать без закона, если уже новые элементы инновационной структуры вошли во все сферы образования!