Под знаком кино
Международный кинофестиваль в Ивановской области, несмотря на все невзгоды, в третий раз состоялся, доказав свою жизнеспособность
«Всегда именно третье мероприятие в любой сфере свидетельствует об отчетливой тенденции», – отметил губернатор, председатель оргкомитета кинофорума Михаил Мень. А ведь ситуация, действительно, складывалась не лучшим образом. Начнем с того, что «Зеркало» осиротело: полномочия президента за две недели до его открытия сняла с себя актриса Инна Чурикова. Затем – уход из жизни Олега Янковского, потрясший российскую культурную общественность. И, наконец, пресловутые дырки в мировом кошельке… Со всем удалось справиться. Воистину, «то, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Фестиваль «без пафоса и гламура»
Не имея финансовой возможности развернуться «на всю Ивановскую», устроители «Зеркала», памятуя о заявленном ранее девизе «без пафоса и гламура», сосредоточили свое внимание не на внешних проявлениях торжества, а на сути фестиваля – кинопоказах, конкурсе и творческих встречах. В результате отказались от красной ковровой дорожки, путешествия на пароходе по Волге, феерического шоу в Юрьевце с приглашением московских артистов. Вместо этого – продуманные церемонии открытия и закрытия фестиваля, организованный ивановскими силами праздник в Юрьевце, вместо катания на пароходе – поездка в село Завражье Костромской области, где родился и был крещен Андрей Арсеньевич. Директор кинопрограмм фестиваля Сергей Лаврентьев дал очень точный образ той ситуации, из которой с честью вышло «Зеркало»: «Конечно, всякий кинофестиваль – это праздник. Но всё-таки главное на фестивале – конкурсная программа и жюри… Мясо без гарнира есть можно, однако с гарниром его потреблять, безусловно, приятнее. Надо лишь следить за тем, чтобы гарнира не становилось больше, чем мяса. В этом году мы попытались сделать так, чтобы в поисках «мяса» ивановским почитателям кино не приходилось вкушать слишком много пусть смачного, но «гарнира».
«Мясные деликатесы» «Зеркала»
Итак, организаторам фестиваля удалось собрать достойную программу талантливых работ мирового кинематографа – безупречное «мясо». Посещать кинопоказы «Зеркала» – значит, не просто проводить время, а развиваться – совсем по-тарковски. Чтобы это понять, достаточно было видеть глаза выходящих после сеансов людей, слышать их дискуссии с авторами после просмотров, ехать в транспорте толпой из кинотеатра. Итак, вне критики – конкурсные показы с 10-ю игровыми лентами, шесть из которых никогда не были показаны в России. Среди стран-участниц конкурса – Германия, Великобритания, Нидерланды, Южная Корея, Швейцария, Финляндия, Словения и два российских фильма. Не всегда вмещала желающих и полюбившаяся зрителям программа «Наше новое кино», которая представила в Иванове и области двадцать российских полнометражных картин. Интересной показалась программа документального кино «Рождение искусства», выбор которой подсказан ивановскими любителями кино, как утверждают организаторы: «Для успеха фильма мало таланта его автора, фильму нужен еще умный зритель. Два предыдущих документальных кинопоказа доказали: в Иванове именно такой зритель, он готов к тому, чтобы войти в лабораторию творца».
Несомненно, порадовал едва вмещавший всех желающих огромный «Современник», демонстрировавший всю неделю ретроспективу фильмов Тарковского, каждый из которых открывали люди, к нему причастные. Так, «Солярис» открывала режиссер Наталья Бондарчук, сыгравшая в фильме роль Хари. На девятый день со дня смерти Олега Янковского, сыгравшего в ленте роль отца Андрея Тарковского, состоялся вечер памяти актера. Уникальной стала ретроспектива классики выдающегося режиссера, много лет дружившего с Тарковским, Кшиштофа Занусси, каждая лента которого становится событием в киноискусстве. Событием стал и его визит в Иваново на фестиваль. Наконец, ажиотаж вызвал спецпоказ продолжения «Ассы» С. Соловьева – «2-АССА-2», а также дебютный полнометражный фильм-драма Б. Грачевского «Крыша» – о трудностях переходного возраста.
На горячее
Международное жюри, возглавляемое в нынешнем году драматургом Рустамом Ибрагимбековым («Белое солнце пустыни», «Храни меня, мой талисман», «Восток-Запад», «Утомленные солнцем»), впервые за три года присудило гран-при кинофестиваля российской киноленте «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» – это фильм по литературным сочинениям Иосифа Бродского (режиссер – Андрей Хржановский). Из 10 совершенно разных картин талантливых авторов российская получила три награды – гран-при, приз гильдии кинокритиков и приз, учрежденный спонсором фестиваля. Замечательный, очень тонкий, умный фильм-фантазия автора на тему жизни Бродского и его мнимого возвращения на родину снят настоящим художником, сумевшим объединить в единое целое съемки, анимацию и документальные записи.
… Пройдя воду, огонь, медные трубы, фестиваль выстоял и окреп, привлек новых почитателей, взволновал молодые умы и обещал вернуться еще и еще – дарить благодарному зрителю настоящее искусство, которое, по словам самого Тарковского, «должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о котором рассказывает художник, не оставляет места для упований».
Сказка про современную Золушку
Прошедший в Иваново кинофестиваль не обделил своим вниманием и наш город.
В кинотеатре «Родина» прошли показы трех картин. Отрадно было видеть, что на каждом показе зрительный зал был полон. Это значит, российские фильмы любят и ждут встречи с каждой новой лентой. Особенно приятно, что среди представленных на фестиваль картин был и фильм для детей, что случается в последнее время не часто. Молодой продюсер Елизавета Троицкая представила вниманию зрителей свой фильм «Золушка 4 на 4». Сказка про современную Золушку была принята неоднозначно. Кто-то вышел в середине показа, а кто-то, наоборот, был в полном восторге и от актеров, и от их игры, и от музыки. Конечно же, это были наши дети. А это хорошо, ведь фильм сняли для них!