year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Пираты Каспийского моря или почему средневековый Новгород был пиратской Тортугой Древней Руси - «Местный спрос»

Пираты Каспийского моря или почему средневековый Новгород был пиратской Тортугой Древней Руси

Не только среди морских просторов ходили «джентльмены удачи». Немало их было на реках. В том числе и на Волге-матушке.

Пираты Каспийского моря или почему средневековый Новгород был пиратской Тортугой Древней Руси

Удивительно пересекаются в истории события различных эпох. Что представляет большинство людей при слове пираты? Бескрайние морские просторы, экзотические острова с кокосовыми пальмами, и конечно, корабли. Огромные, идущие под парусами к горизонту или вступающие в битвы с королевскими флотами среди волн далёких морей. А над кораблями развивается чёрный флаг с костями и черепом – «Весёлый Роджер».

И пусть большинство пиратов редко уходило далеко от берега. Да и корабли были у них очень небольшие. И «Весёлый Роджер» – поздняя придумка. Ну, а противостоять королевским эскадрам… извольте! Таких битв можно по пальцам пересчитать. Это всё пустяки, ведь морскую романтику не стоит отгонять из человеческой фантазии.

А что касается морей? Да, конечно, моря были. Мы не отрицаем.

Из глубины веков

История пиратства стара, как само человечество. Как только первые первопроходцы попытались освоить морские просторы (или речные) для перевозки каких-то ценных грузов, так сразу нашлись охочие люди, чтобы эти грузы у незадачливых предпринимателей экспроприировать. Но с берега это делать сложно. Поэтому пришлось осваивать кораблестроение. Это, конечно, громко сказано. Лодки да моноксилы – вот флот первых морских путешественников.

Ситуация изменяется, когда паруса поднялись над просторами Нила и Средиземного моря. Чтобы построить очередную пирамиду или притащить колонну, приходилось переправлять грузы по воде. По великому Нилу. Шли по Нилу и другие товары из разных частей Древнего Египта. Их ждали не только покупатели, но и пираты. Конечно, тогда они так не назывались. Слово пират вообще относительно молодое. Как называли этих «ловцов удачи» сами египтяне, мы не знаем (но несложно догадаться, как их называли ограбленные купцы. Впрочем, мы же тут все приличные люди, поэтому такими словами не бросаемся). Ради справедливости стоит отметить, что пиратствовали и сами торговцы. Особенно это заметно в деятельности (естественно, незаконной предпринимательской) финикийцев. Эти товарищи очень хорошо освоили водные магистрали Средиземного моря во времена до нашей эры. Да и корабли у них были неплохие.

Следом Средиземное море стали прибирать к рукам греки. Древние, конечно. Водные просторы наполнились кораблями с рабами, амфорами, драгоценностями. Это привело к новому всплеску пиратства в данном регионе. «Плескались» в основном выходцы с Апеннинского полуострова под названием этруски. Те самые, которые повлияли на становление Римской государственности. С ними даже пересёкся бог Дионис, который попал к этрусским пиратам в плен. Для пиратов это закончилось плохо, а для биологов хорошо – разозлившийся бог виноделия превратился во льва, и все морские разбойники попрыгали в море, подспудно превратившись в дельфинов.

Греки дошли и активно освоили территорию Чёрного моря, основывая там поселения-полисы.

Туго пришлось античным «охотникам за удачей» во времена господства Рима. В отличие от греков, римляне подошли к созданию флота серьёзно – разделили его на военный и торговый. И если торговому флоту у пиратов ещё была возможность пощипать пёрышки, то противостоять боевым триремам имперского флота было уже невозможно (шутка ли сказать, этот римский флот разгромил целую державу Карфагена). Впрочем, это не помешало попасть в руки к морским разбойникам одному молодому человеку, которому в будущем предстояло изменить мир и дать название салату (шутка). На самом деле, вроде как будущий покоритель почти всей Галлии (за исключением одной деревушки) и победитель Верцингеторига при Алезии, и правда, попал в руки к пиратам. Вёл себя очень достойно (правда, по его словам, а слов пиратов мы не знаем – их всех Цезарь после выплаты выкупа за себя переловил и казнил).

Римская империя пала (западная её часть, а восточная – Византия, наоборот, возвысилась), и началось Средневековье. Пиратство никуда не ушло, и мы прекрасно знаем, что племена англов и саксов, что оправились покорять «туманный Альбион», активно безобразничали на море и на побережье, разграбляя рыбацкие посёлки. Даны воевали со славянскими пиратами.

Эстафету от них подхватили в VIII веке «мореходы Севера» – норманны, то бишь викинги (не путать с варягами! Варяги – это норманнская гвардия византийских базилевсов, то есть императоров). Но и эпоха викингов канула в прошлое. Начиналось «высокое Средневековье». Тут пальму первенства перехватили в Средиземном море арабские пираты, которые более-менее удерживали её до конца XVIII – начала XIX века. В Европе «джентльмены удачи» бедокурили в Ла-Манше, перехватывая корабли, идущие из Англии во Францию (точнее, в английские владения на материке).

Про пиратов можно говорить и дальше, например, вспомнив японских (точнее, японо-китайско-корейских) вольных морских разбойников.

Но перенесёмся в Европу. Там в конце XV века происходят Великие географические открытия. Атлантический океан наполняется к середине XVI века кораблями, которые тащат из Южной и Центральной Америки к королевским дворам Испании и Португалии всё, что плохо лежит. Собственно, начиная с конца XVI века, мы говорим про «Золотой век пиратства». «Пиратить» стали все, кому не лень. Как стаи волков (или акул), раз или два раза в год пиратские корабли группировались возле морских магистралей Атлантики, чтобы перехватить «Золотой» или «Серебряный» флот испанцев, перевозивший, как нетрудно догадаться, золото и серебро из американских колоний. Чтобы понять масштабы вывозимых сокровищ, достаточно сказать, что затонувший в конце XVII века ОДИН испанский галеон перевозил на своём борту драгоценный груз стоимостью как ГОДОВОЙ бюджет Московского царства. А таких кораблей были сотни…

Конец пиратству в Атлантике положил XVIII век, когда на морских просторах появились серьёзные военные парусные корабли-линкоры, вооружённые многофунтовыми орудиями и достигающие размеров пятиэтажного дома. Тягаться с такими исполинами пиратские шхуны и шебеки уже не могли.

На Волге, на Дону и на Днепре

Но это всё касается морей да океанов. А реки? Разве на них не было пиратов?

Были! Пираты – явление универсальное. Они появляются везде, где нет стабильной власти, зато есть чем поживиться. Конечно, Волга отлично подпадала в Средние века и ранее, в Новое время, под эти требования.

Многие слышали про ушкуйников. Кто это были? А самые что ни на есть пираты из Нижнего Новгорода. При этом, как потом и у морских пиратов, это далеко не всегда были оборванцы. Очень часто в ушкуйники шли дети богатых и знатных родов. Промышляли они на реках, грабя всех, кто попадался под руку. Интересно, что потом такая деятельность ничем не мешала им с благородным лицом брать оружие для защиты средневекового Новгорода. Впрочем, этот самый Новгород сам напоминал легендарную карибскую Тортугу. Забавно, что культурные слои данного города содержат следы битв и битв не с врагом, а жителей друг с другом. Разнимать их приходилось дружинам князя и митрополита, чтобы паства раньше времени к апостолу Петру не оправлялась. Во всяком случае, в таком большом количестве. Такая вот новгородская демократия.

На протяжении Средних веков и XVI-XVII веков активно стали действовать на Волге беглые люди. На Волге, на Дону и на Днепре, стоит добавить. Запорожские казаки Бульбы и казачки-весельчаки Степана Разина ходили на своих судёнышках грабить персидские и турецкие корабли в Чёрное и Каспийское моря. Запорожские чайки терзали на самом Днепре и поляков во время восстания Богдана Хмельницкого. Ну, а историю про персидскую княжну знает каждый. На самом деле нет. Никакую княжну Разин не топил, а, захватив в плен, строго охранял бедную девушку, получив за неё хороший выкуп и отправив папе. Хотя, может, княжна и была не против с бравым атаманом. Кто же знает загадочную девичью персидскую душу.

Как и в Атлантике, пиратство на Волге и остальных крупных реках России исчезло с приходом власти и закалённой в боях армии в XVIII веке. Конечно, целиком и полностью оно не исчезло.

Пираты XX века и современности

Любопытно, что уже в начале XX века о пиратах снова вспомнили.

Дело в том, что вопреки распространённому мнению, пираты были далеко не поголовно «вольными морскими бродягами». Большинство из них являлись каперами – имеющими офицерский патент от того или иного короля. Это было удобно и королям, и пиратам. Пираты грабили недружественные корабли, а короли показательно охали и пили капли, говоря своим ограбленным братьям-монархам, что они ни при чём, а это всё проклятые флибустьеры. А флибустьеры тайком платили своей «монархической крыше» откат. И если такой капер попадался, то патент его спасал – официально этот морской разбойник и его команда были офицерами королевского флота, а значит, их уже нельзя было повесить на ближайшей мачте.

Во время Первой мировой войны немецкий флот активно занялся типичным пиратством! Собственно, корабли, которые у нас называют крейсер, изначально для этого и предназначались. Нет, ради приличия говорилось, что такие корабли нужны для охраны конвоев и патрулирования. Но все понимали, что крейсер начала XX века – это пиратский корабль, предназначенный, кроме действий на коммуникациях, противника топить и грабить гражданские суда.

Во время Второй мировой войны история повторилась. Появились даже «пиратские» линкоры (их ещё называют «карманные линкоры Гитлера»). Эпопея по поимке одного такого линкора под названием «Бисмарк» английским флотом известна многим.

Никуда не ушло пиратство и сейчас. Вектора сменились только. Сейчас это районы Индийского океана и побережье Юго-Восточной Азии.

Исчезнет ли когда-нибудь пиратство? Нет, конечно. Увы, но человечество любит две вещи – воевать и грабить, а это замечательный субстрат для появления пиратов. Чёрный флаг ещё долго будет подниматься над морскими просторами, внушая страх морякам и вдохновляя режиссёров и писателей на создание произведений.

От 4 Октября 2023 года Александр Ипатов. Основано на авторской лекции, прочитанной в объединении «Эканта» (Иваново).

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий