year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Христос Воскресе! - «Местный спрос»

Христос Воскресе!

В ночь с субботы на воскресенье в храмах Шуи и Шуйского района прошли самые радостные церковные службы в году – Пасхальные.

Христос Воскресе!Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

Вечер субботы. Позади бытовые заботы по уборке и приготовлению кулинарных изысков, впереди – Торжество из Торжеств. Ночное пасхальное богослужение — одно из самых значимых событий в жизни верующего человека, поэтому чувство радости задолго до самой литургии посещает каждого православного.

Пасхальное торжество наполнено ликованием о Христе Воскресшем. Невозможно, находясь в храме, остаться в стороне и не проникнуться всем происходящим. Около полуночи церкви наполняются народом. Редко где можно встретить столько радостных и улыбчивых лиц, как в эту ночь в храмах. Здесь, под куполами, – и убелённые сединами пожилые люди, и совсем малыши, которых родители несут на руках – каждому хочется приобщиться к этому Торжеству. У кого-то в руках – куличи и крашеные яйца, а у кого-то – подушки и одеяла для маленьких верующих, ведь впереди Пасхальное богослужение, которое начнётся около полуночи, а закончится глубоко за полночь, когда малыши уже будут мирно спать под пение церковного хора.

Праздничная служба началась. Храм погружается в полутьму. Паникадила – большие люстры – выключены. Перед закрытыми Царскими вратами стоит большая подставка в виде гробницы. На ней лежит Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащим во гробе. Тихо выходит из алтаря священник, и начинается особое богослужение – полунощница, перемежаемое негромким пением хора. Её основная часть – это чтение священником канона Великой Субботы, повествующего о погребении Христа. В конце чтения вокруг Плащаницы кадят и через открытые Царские врата Плащаницу заносят в алтарь. Ещё несколько молитв – и полунощница заканчивается.

Снова тишина, которая изредка прерывается шёпотом прихожан и писком малышей. Все замирают в ожидании, считая минуты до того самого важного Момента. В алтаре слышится тихая молитва священника и позвякивание кадила. Открываются Царские врата, всё ещё в темноте священник в белых одеждах выходит из алтаря. Хору уже подпевают все прихожане. Слышен ликующий звон колоколов. Впереди священника идут заранее приготовившиеся прихожане и алтарник, несущие особый фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. Далее несут хоругви, иконы. Начался крестный ход. Неторопливо обходим вокруг храма. Душа звенит, уста поют святые и таинственные слова. И наконец в притворе храма слышится такой долгожданный возглас священника: «Христос воскресе!», и громогласное: «Воистину воскресе!» разрывает ночную тишину весенней ночи. После крестного хода храм наполняется светом всех светильников. Начинается светлая Пасхальная служба, которая продлится до утра и закончится таинством Причастия верующих, пришедших в этот день в храмы.

Пасхальное послание епископа Шуйского и Тейковского Матфея:

– Возлюбленные о Господе пастыри, насельники и насельницы монастырей, прихожане храмов Шуйской епархии, все воины, обращаюсь ко всем вам со всесильным приветствием – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Мы празднуем ныне самое великое событие в человеческой истории – Пасху Христову. Можно было бы назвать самым великим деянием Бога сотворение Им мира и человека из небытия. Ведь Бог проявил высшую благость и любовь, желая создать подобное Себе творение, причастное Его разуму, воле, славе, величию. Но человек не оправдал в полноте замысла Божиего, отпал от Него. И в истории мира случилось новое творение, в мир пришёл новый Адам – Христос, Который был воссоздан из плоти Богочеловека и воскрес из мёртвых.

Христос Воскрес! – в этом вся сила, всё существо деяний Господа. Он не воскрес из мёртвых одним мановением, придя в человеческий мир. Он прожил как человек полную жизнь, как все мы с вами. Наши нужды и переживания, наши немощи стали Его нуждами и немощами по Его человеческой природе. Даже наш неизбывный страх страданий и смерти стал Его достоянием во всей мыслимой глубине. Христос умер на Кресте, но смерть, опалённая Божеством, не нашла себе в Нём места и была попрана, упразднилась Его Воскресением.

Это есть величайшая тайна Божества: почему для спасения людей Господь избрал такой трудный, трагический, непостижимо жертвенный путь? Почему Он не проявил Своей Божественной силы, чтобы изничтожить все дела диавола и этим даровать людям духовную свободу? Постижение этой тайны мы можем найти внутри христианской жизни, подлинно веруя Истине, последуя Самому Христу, стремясь уподобить себя Его образу и святости.

Канонической православной иконой Воскресения является «Сошествие во ад». Каждое воскресение мы взираем на эту икону как на образ самой сути этого великого события. Христос сошёл во ад – темницу падших духов, где господствовали смерть и диавол. В богослужебном песнопении Великой Субботы говорится, что в момент сошествия Христа ад стенал, взывал и плакал: «Днесь ад плáча взывá». Господь сокрушил врата ада, как было сказано в пророчестве: «Сокрушил врата медные, и вереи железные сломил»

(Пс. 106:16). Тем самым Господь разрушил державу диавола, лишил его духовной власти над людьми и освободил Адама и души праведников. Христос снизшел во ад, чтобы даровать освобождённым узникам ада то, что Он даровал живущим на земле, и чтобы всё наполнить светом Своего Божества, как поётся в пасхальном каноне: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя». Эту великую победу, вечное торжество над смертью и изображает икона нынешнего праздника.

Мы, как и все люди, причастны страданиям и физической смерти. Но мы, к сожалению, совсем неглубоко понимаем смерть духовную, когда мы отпадаем от своего Творца и Спасителя. По причине наших греховных привязанностей мы остаёмся подверженными влиянию падших духов, и Христос желает, чтобы мы в душе поборолись, «связывали» свои страсти, хранили Его святые заповеди. Именно через это нам подастся благодать от Господа. И ныне, в пасхальные дни, нам даруется особенная благость Божия: мы приобщаемся к радости вечной Пасхи, вечного торжества в Царствии Небесном, радости Ангелов и святых.

Великий пост и весь прошедший год продлили череду тяжких испытаний для нашей страны и нашей Церкви. Нашему сознанию уже стало привычным противостояние, недружественное отношение к родной стране – ко всем нам, желающим защитить свои исторические интересы и традиционные ценности. Как это состояние брани, воинской и духовной, похоже на вековую борьбу Церкви и диавола! Эта внутренняя брань никогда не переставала, она происходила в различных формах, то усиливалась, то ослабевала. Накал нынешних боевых действий отражает не только столкновение политических или военных интересов, но и духовную, историческую вражду к нам со стороны противостоящих нам сил. Несчастной Украине пришлось испытать и новые гонения на Церковь – на то, что составляет кровь и сердце государства. Это с очевиднос­тью свидетельствует о цели наших недругов – умалить Православие, его силу и влияние, чистоту и единство. Не повод ли это к укреплению нашей веры?

Нашим воинам приходится ощущать всю тяжесть этого противостояния лицом к лицу, и мы просто обязаны оказать им духовную и материальную помощь. Благодарю всех, кто собирал посылки для наших военнослужащих, кто глубоко сопереживал нашим товарищам, неустанно молился за них. Пасха для нас, живущих в мире, есть Пасха и для них, живущих в постоянной смертельной опасности. Усердная молитвенная помощь, духовная солидарность с исполняющими воинский долг – наша главная сейчас обязанность.

В Шуйской епархии в этом году мы отмечаем две памятные даты: 600-летие явления Животворящего Креста в селе Погост Крест и 400-летие со дня рождения святителя Митрофана Воронежского. Одна из наших главных святынь, Животворящий Крест, стала одним из символов утверждения Православия на Руси как преемницы Византии. А наш земляк, святитель Митрофан, родившийся в селе Антилохово Савинского района, был образцом епископского служения, что отмечают многие историки, а также остался в памяти примером сослужения государю, – как известно, он был духовником и соратником Петра I.

Ещё раз поздравляю всех вас с вечным, небесным, спасительным праздником Воскресения Христова! Призываю на всех вас Божие благословение, с радостью о Христе Воскресшем.

Впереди Светлая

седмица и Радоница

Пасхальное ночное торжество даёт начало праздничной неделе. Постящиеся завершают пост и могут вкушать скоромные блюда. В храмах ежедневно будут совершаться праздничные литургии с крестными ходами. А на девятый день по Пасхе православные встретят особый праздник – Радоницу – день поминовения усопших. Он установлен для того, чтобы верующие могли после окончания Светлой недели помянуть усопших близких и разделить с ними радость Воскресения Господня. Обычно в этот день после богослужения совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. В Радоницу принято посещать кладбище, чтобы помолиться об упокоении близких. Если есть возможность, на кладбище можно пригласить священника. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» не приветствуется Церковью. Не стоит также оставлять на могиле еду, лучше отдать её нуждающимся.

От 19 Апреля 2023 года Анна ЧИСТЯКОВА, фото из открытых источников.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий