year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Бабушкины ласки и бабушкины сказки - «Местный спрос»

Бабушкины ласки и бабушкины сказки

Накануне Дня пожилого человека корреспондент «МС» встретилась с педагогом, писателем-публицистом, кандидатом филологических наук Татьяной Владимировной Грудкиной. Поводом для беседы стал Бабушкин день. Немногие знают, что у православных бабушек есть своя Небесная покровительница – святая Людмила Чешская, день памяти которой приходится на 29 сентября. О роли бабушки в современном обществе и о том, нужна ли она нынешним внукам, мы и ведём речь.

Бабушкины ласки  и бабушкины сказки

– Татьяна Владимировна, на мой взгляд, в наше время образ бабушки изменился. Часто приходится слышать о том, что воспитание детей –

это удел родителей, а бабушка на пенсии должна отдыхать. В том числе и от внуков. А каков традиционный взгляд на эту проблему? Какую роль в жизни русской семьи играли бабушки в прошлом?

– Сложно переоценить участие бабушки в воспитании внуков. Бабушка для внуков –

главная няня и утешительница. Чего родителям не скажешь, бабушке выложишь. Это я знаю по собственному опыту. «Бабушка первая приучает к порядку, даёт житейские навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не из одних только радостей». Так сказал замечательный писатель Василий Белов. А вкуснейшие бабушкины пироги и ватрушки! Несколько лет назад я поняла, что наконец-то научилась печь пироги, когда их похвалили так: «Как у бабушки, в деревне!» А ещё понятие «бабушкиного квадрата» есть в рукоделии. Так называют четырехугольный разноцветный элемент – составную часть большого вязаного полотна. Стало быть, именно бабушка в семье – и стряпуха, и рукодельница. Интересно, что в старину, если в крестьянской семье не было родной бабушки, то приглашали к себе жить чужую одинокую старушку, которая нянчила детей. Как сказал отец Андрей Ткачёв, «хорошая бабушка нужна всем во все века. Мы страдаем от отсутствия хороших бабушек! Сколько бабушек-склочниц, лентяек, празднословок. Ведь мы нуждаемся в этаких Аринах Родионовнах, которые знают фольклор, не боятся работы, всегда в трудах, которые сварят что-то такое, чего ты не сваришь, расскажут сказку, притчу, легенду… Бабушка –

незаменимый человек!».

– Главное, наверное, и поэтому очень ценное в бабушках, это их мудрость?

– Да, бабушка передаёт младшему поколению свой бесценный жизненный опыт. И что интересно, советы и уроки из бабушкиных уст воспринимаются лучше, чем родительские. Лично мне по душе «бабушкин совет» из книги Елены Михалковой «Комната старинных ключей»: «Если тебе тяжело, иди маленькими шагами. Делай то, что должна, по чуть-чуть. Не заглядывай в будущее. Не думай даже о том, что случится завтра. Помой посуду. Вытри пыль. Напиши письмо. Свари суп. Видишь? Ты идёшь маленькими шагами. Сделала шаг, остановилась, передохнула, похвалила себя. Потом другой. За ним третий. Ты сама не заметишь, как твои шаги станут шире. Наступит время, когда ты сможешь подумать о завтрашнем дне без слёз». Какие же всё-таки они мудрые –

наши бесценные бабушки!

– Современная бабушка – это ещё и помощница, потому что, как правило, родители заняты работой.

– Разумеется! Кто, если не бабушка, придёт на выручку! Единственное скажу, что она всё-таки должна несколько отстраниться от воспитания, чтобы не допустить ситуацию, когда мать ребёнка ведёт одну воспитательную линию, а она – другую. Это «двоевластие» опасно тем, что может развить в ребёнке склонность ко лжи, двуличие, изворотливость. В качестве примера хочу привести опыт подвижницы благочестия схимонахини Сепфоры (Шнякиной), которая до пострига сорок лет прожила в браке, помогая дочери Параскеве поднимать внуков. Пример её мирской жизни, думаю, очень назидателен для всех нас. Дарья Николаевна, как её звали в миру, много занималась с внучатами, «понукала» их к учёбе, и перед школой дети уже бегло читали и даже потихоньку осваивали церковно-славянскую азбуку. Если забалуются, она никогда не повышала голоса. Только скажет твёрдо «Нехорошо!» – и всё, притихли. «У неё оловянное слово было, – вспоминали родные, – со властью сказанное». Баба Даша никогда не бранилась, и других наставляла детей не ругать, а воспитывать собственным добрым примером: «Дитя – воск сырой, из него можно слепить, что хочешь». Интересный момент. Когда внук Владимир достиг призывного возраста, именно бабушка благословила его на службу: «Ты мужик. Ты должен служить в армии».

– С бабушкой у меня ассоциируются самые добрые песни, и, конечно же, сказки, а также истинная вера.

– С бабушками советского времени во многом связано явление «неисповеданного христианства». Его смысл в том, чтобы вести христианскую жизнь, не афишируя свою веру. Действующих церквей тогда почти не было, разговоров о Боге напрямую не велось, но почти в каждом доме, где жила бабушка, были иконы. Именно она подавала пример, как жить тихо-мирно, не осуждать людей, избегать празднословия. Она всегда была занята делом и при этом находила время для ласки, поэтому во внуках и закладывалось желание жить, как она, по совести, то есть по-Божьи. В советские времена, повторюсь, было опасно открыто говорить о религии. Но те бабушки, что рассказывали малышам русские народные сказки, исподволь готовили их души к принятию Христовой веры. Что я имею в виду? Наши фольклорные сказки содержат в себе глубинный смысловой пласт, связанный с воспитанием христианского благочестия и формированием христианского образа жизни. Например, «Колобок» – это притча о духовном пути человеческой души, отошедшей от Бога, а «Теремок» – о том, как научиться жить в любви и согласии. Целая программа покаянной жизни заложена в сказке «Гуси-лебеди». Разумеется, дети не всегда понимают ту глубину, которая заложена в сказках, но они всё равно впитывают её в себя.

– А какова роль бабушек в русской культуре?

– Возьму на себя смелость утверждать, что без бабушек у нас не было бы таких великих поэтов, как Пушкин и Лермонтов. У Пушкина было не очень счастливое детство. Это связано с тем, что его мать, роскошная светская красавица, относилась к своему толстому и неуклюжему ребёнку, мягко говоря, прохладно. И вот тут всегда выручала бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал. Она очень любила и жалела внука, считая, что родители обходятся с ним слишком сурово. Один из друзей Пушкина, барон А.А. Дельвиг, говорил, что именно Мария Алексеевна была первой воспитательницей будущего поэта, которая выучила его русскому письму и чтению. Он очень любил слушать её сказки и семейные предания. А Михаила Юрьевича Лермонтова вообще невозможно представить без бабушки. Его мать рано умерла, отец был далеко и сыном интересовался мало, поэтому именно бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева всю душу вложила в маленького Мишу. Конечно, она его очень избаловала, но это другой вопрос. Всю свою любовь, нежность и, разумеется, капиталы она отдала тому, кто стал для неё смыслом жизни. И Лермонтов отвечал ей взаимностью, величая в своих письмах не иначе как «милая бабушка».

Всё-таки старец Паисий Святогорец был прав: «Бабушка в семье – это великое благословение!» Наши ненаглядные бабушки – нежные и смелые, ласковые и непреклонные. Они всё могут и уже ничего не боятся: ни голода, ни холода, ни самой смерти. Потому что всё испытали, всё прошли и поняли главное: только любовь держит нас в этой жизни и в жизни будущего века. Всем нашим дорогим бабушкам желаю от всей души – крепкого здоровья и счастливого долголетия!

От 12 Октября 2022 года Беседовала Тамара БЕЗМЕНОВА. Фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий