year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Школа без стресса: реальность или миф - «Местный спрос»

Школа без стресса: реальность или миф

Начало учебы – критический момент для каждой семьи, в которой есть школьники.

Школа  без стресса: реальность или миф

Первый звонок, яркие букеты, воздушные шарики, весёлые школьные песенки –

всё это признаки начала учебного года. Но за праздничным днём начнутся тяжёлые трудовые школьные будни. Данный период сложен не только для детей, но и для родителей. Особенно нервным он станет для первоклассников.

Как пережить это время с наименьшими потерями, «МС» поинтересовался у руководителя психологической студии «Равновесие» Натальи УДАЛОВОЙ.

– Наталья Владимировна, поговорим сначала о первоклассниках. Для всех ли начинающих школьников учёба – это стресс?

– Практически, да. И причины тому есть. Поступление ребёнка в первый класс – достаточно критический момент для каждой семьи, потому что меняется всё: от режима дня до новых социальных ролей. Большинство первоклассников приходит в школу из детского сада, где был очень спокойный режим. А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке. Они будут вынуждены работать в напряжённом ритме, большую часть времени необходимо будет сидеть почти неподвижно.

Плюс ко всему добавляется новая система правил и требований, к которым они не привыкли. А ещё маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место. Всё это сопровождается кризисом семилетнего возраста. Конечно, не все дети к такому испытанию готовы.

– Какие симптомы говорят о том, что ребёнок не в своей тарелке из-за учёбы?

– Если мы говорим о первоклассниках, то в период адаптации часто дети даже с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом воспринимают школьный материал и сложно переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. И даже начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными. Снижается аппетит, некоторые дети плохо спят. У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы, нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям.

– Эти симптомы присущи только первоклассникам?

– Нет. Примерно такие же симптомы мы встречаем у детей, переходящих в среднее звено (в 5 класс) и у старшеклассников при переходе в 10 класс. В этих возрастных группах также идёт адаптация к новым нагрузкам, к новым коллективам и новым системам обучения. Поэтому начало учебного процесса нередко становится стрессом для учеников всех классов. Зачастую проявлением его становится ухудшение памяти, внимания, мышления.

– Наталья Владимировна, когда родителю стоит насторожиться и обратиться к специалистам?

– Распознать стресс можно. Если у ребёнка меняется общий эмоциональный фон, появляется тоска, мрачное настроение, негативные эмоции, страхи, агрессия, приступы гнева, раздражительность или тревожность, в таких случаях лучше обратиться к специалистам.

– Существуют ли универсальные приёмы для того, чтобы помочь ребёнку адаптироваться к школе?

– В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать. Только во всём надо знать меру, не стоит чрезмерно расспрашивать ребёнка о каждом его шаге. Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Критика в период адаптации, особенно при посторонних людях, только усилит сложности в обучении.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Активным детям после школы иногда можно разрешить поорать, побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных. В любом возрасте хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку. А ещё, пожалуйста, никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми!

Обратите внимание на питание и качественный сон. И обязательно сами положительно относитесь к школе. Расскажите ребёнку о своей учёбе, о друзьях, расскажите и смешные ситуации. Говорите и про трудности, про труд, про сложности, с которыми вы столкнулись. Но никогда при ребёнке не говорите с пренебрежением и раздражением о школе.

Дорогие родители, не забывайте, что дети копируют ваше настроение, поэтому будьте внимательны в высказываниях.

От 14 Сентября Анна ЧИСТЯКОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий