Закон о маркировке молочных продуктов
Маркировка молочки в режиме эксперимента началась 15 июля 2019 года в соответствии Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня 2019 г. Распоряжение Правительства РФ № 2647-р от 8 ноября 2019 года добавило молочные продукты в перечень товаров, подлежащих маркировке, и определило сроки введения.
Маркировка и система «Меркурий»: в чем разница
С 2018 года за движением товаров животного происхождения, и молока в том числе, уже следит государственная система Меркурий. Зачем нужно внедрять еще и маркировку? На сайте Честного знака это объясняется так: Меркурий отслеживает сырье, а Честный знак — готовую продукцию. То есть при изготовлении сметаны или йогурта Меркурий контролирует процесс производства самого молока, а Маркировка — уже следит за качеством готовой баночки от производителя до прилавка.
В настоящий момент ведется интеграция между двумя системами. В рамках эксперимента коды маркировки связываются с идентификатором (guid) производственного ВСД, и далее при передаче товара по торговой цепочке права собственности фиксируются в ГИС МТ на основании электронного УПД.
Сроки
Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 № 2099 утвердило сроки введения обязательной маркировки молока.
С 15 июля 2019 по 31 декабря 2020 — эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.
С 20 января 2021 — подготовительный этап: участники оборота могут добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы маркированную молочную продукцию.
Обязательная маркировка молочной продукции вводится поэтапно и для каждого участника оборота в разное время:
1.
Производство
Производители обязаны наносить и отчитываться о вводе в оборот:
• с 1 июня 2021 — для мороженного и сыров;
• с 1 сентября 2021 — для товаров всех остальных подгрупп
сроком годности более 40 дней;
• с 1 декабря 2021 — для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней.
2.
Розничная продажа
С 1 декабря 2021 — необходимо фиксировать выбытие маркированной продукции через онлайн-кассы.
3.
Отгрузка и приемка
С 1 сентября 2022 — обязательный обмен электронными УПД, необходимо отчитываться об отгруженной и принятой маркированной продукции.
С 1 декабря 2022 — маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.
Участники маркировки молока
Производители молока — наносят на готовую молочную продукцию знак с цифровым криптокодомации — код Data Matrix. Подают в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот.
Дистрибьюторы — регистрируют получение и передачу его далее по цепочке через оператора ЭДО.
Розничные магазины — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу конечному клиенту с помощью онлайн-кассы.
Общепит — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО, перед приготовлением блюд выводят марки из оборота: сканируют код с товара и списывают с причиной «Для собственного оборота».
Штрафы: какие и за что
Штраф Юрлица Должностные лица Граждане
За производство молока без кодов маркировки 50 тыс. — 100 тыс.₽ 5 тыс. — 10 тыс.₽ —
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки 50 тыс. — 300 тыс.₽ 5 тыс. — 10 тыс.₽ 2 тыс. — 4 тыс.₽
Перечень молочных продуктов, подлежащих маркировке
Маркировать нужно будет молоко, сливки, сливочное масло, сгущенку, йогурты, кефир, мороженое, сыр и творог.