year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Инклюзив: включено далеко не всё - «Местный спрос»

Инклюзив: включено далеко не всё

Специалисты в сфере инклюзивного образования работают интуитивно и в отрыве от медицины.

Инклюзив: включено далеко не всёИнклюзив: включено далеко не всёИнклюзив: включено далеко не всёНа базе детского сада «Улыбка» прошёл научно-методический семинар на тему организации работы с детьми, страдающими задержками психического развития. Прежде всего, несколько слов о базе дошкольного учреждения. Во время экскурсии по детскому саду участники совещания дотошно рассматривали современное обустройство корректирующей группы, кабинетов психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, сенсорной комнаты, леготеки. Красочное многообразие детских книг, игрушек, конструкторов — это одна сторона медали. Особо отметим трансформируемое оборудование — полифункциональное, доступное, безопасное и содержательно насыщенное. Это тактильно-акустические панели, фиброоптические нити, или сухой дождь, шариковой бассейн с подсветкой, мягкое кресло с гранулами, позволяющее принимать облик тела, коррекционное кресло с удерживающими устройствами для малышей, страдающими ДЦП, панно «Бесконечность», потолочное панно «Звёздное небо». Оборудование приобретено на средства, полученные в рамках специальной федеральной программы развития новых форм дошкольного образования.

Большие деньги просто так не даются. Хочешь попасть в программу — покажи себя в конкурсе. Цена победы — колоссальный труд и «отработка» полученных средств, когда приходится, помимо основной деятельности, принимать и обучать в течение нескольких лет коллег со всей России.

О том, как проводятся индивидуальные занятия с детьми, и шёл разговор на очередном семинаре, заключением которого стал «открытый микрофон» — обмен опытом. Педагоги из детских учреждений Шуи и Иванова, преподаватели ШФ ИвГУ открыто говорили о повсеместном отсутствии материально-технического обеспечения, методической базы и кадров. Приходится горы инициатив, спущенных сверху, разгребать на местах простым воспитателям и учителям. Они — «универсальные солдаты»: и шишек набивают, и деньги свои тратят, и ночи не спят, чтобы, не имея общей адаптированной программы, на достойном уровне проводить занятия с детьми, страдающими психическими расстройствами. Родители таких детей вправе требовать помощи от педагогов уже сейчас, и оптимистическая отчётность чиновника их не устроит. Однако результаты зачастую не соответствуют родительским ожиданиям.

А всё потому, что методики работы с расстройствами аутистического спектра у детей нет. И что такое синдром аутизма или синдром Дауна, никто толком не знает, потому что подготовка специалистов ни на местном, ни на региональном уровне не ведётся. Работают педагоги на интуиции. Кто-то сам изучает литературу, кто-то едет за опытом в столицы. И путь к мастерству при таком бардаке подчас заканчивает уже другим синдромом — профессионального выгорания самого педагога. Для полноценной работы нужны, как было отмечено на совещании в Шуе, не многочисленные семинары, а массовая подготовка специалистов, работающих в сфере инклюзивного образования.

На фоне озвученных проблем, в частности, было отмечено, что в детском саду «Улыбка» первые шаги в работе с детьми происходят в группах компенсирующей направленности. Но и в этом передовом учреждении недочёты в работе есть. Так, Наталья Ларина, учитель-дефектолог Ивановского детского сада № 180, дала совет при работе с детьми-аутистами не давать им манипулировать собой, используя расписание или распорядок следования действий. Впрочем, все понимают, что в работе с детьми-инвалидами малый прорыв достигается месяцами. Девочка, страдающая синдромом аутизма и совершенно не говорившая, произнесла сочетание слогов, похожих на слово «мама». Мальчик с диагнозом ДЦП, которой самостоятельно не ходил, выполняет упражнения, играет с мячом, осваивает шведскую стенку, «бегает». Вот о таких достижениях в социальной адаптации и коррекции не без гордости говорят педагоги «Улыбки». За два года социализации в лекотеке два неговорящих ребёнка с ДЦП, преодолев последствия заболевания, сегодня обучаются в группе сверстников. И таких детей, по мнению Светланы Ждановой, заведующей МДОУ № 23, могло быть больше, если бы родители выполняли все медикаментозные назначения.

— Группа кратковременного пребывания для детей с тяжёлыми патологиями может принять 24 малыша, сегодня её посещают 17 дошколят, — пояснила нам Светлана Александровна. — К нам приходят малыши, которые первое время не отпускают от себя маму ни на секунду. Впоследствии мама оставляет ребёнка у нас на час или два.

Кстати, на семинаре не было представителей медицинского сообщества. Отсутствие взаимодействия с врачами — не лучшее в опыте педагогов. Было отмечено, что медики, к сожалению, не дают информации о детях, страдающих подобными заболеваниями. Практикуется тенденция не ставить диагноз на ранней стадии проявления болезни. То ли радеют за чистоту отчётности, то ли не умеют распознать проявление первых симптомов заболевания. Объединяться надо. Хотя бы даже для того, чтобы врачи ответили на вопрос о причинах столь стремительного роста «тяжёлых» диагнозов у российских детей.

Только цифры!

Общая картина по стране: в 2009 году — 495 тысяч 37 детей-инвалидов, 2014 год — 540 тысяч 80 детей, страдающих тяжёлыми формами развития. Консолидирующие данные по Шуе и Шуйскому району на детей-инвалидов собрать не удалось. Вина тому — ведомственная разобщённость: у ПФ своя отчётность, в отделе соцзащиты своя, в ЦРБ — тоже своя специфика. Но в любом случае, сравнивая цифры, наблюдаешь тенденцию роста.

Отдел социальной защиты (дети-инвалиды, воспитывающиеся в семьях): 2012 год — 215 детей, 2015 год — 233 ребёнка. ЦРБ: в 2015 год — 242 ребёнка, в 2016 год — 244 ребёнка-инвалида по соматическим заболеваниям.

Данные из ПФ — 322 ребёнка-инвалида (всех групп заболевания). А это целая школа…

От 6 Декабря 2016 года Любовь СМИРНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий