year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Ребёнок никогда не возьмёт в руки книгу, если... - «Местный спрос»

Ребёнок никогда не возьмёт в руки книгу, если...

родители часами сидят в интернете

Ребёнок никогда  не возьмёт  в руки книгу, если...Лето было бы настоящей отдушиной для наших детей, если бы не огромный список литературы, который школьники получили на каникулы. «А когда же отдыхать?!» — в слезах вопрошает не приученное к книге чадо. Слёзы и вопли ребёнка родители встречают общепринятыми штампами о том, что чтение улучшает память, расширяет кругозор, формирует речь, пробуждает воображение, развивает логику и образное мышление. Однако увещевания взрослых помогают лишь отчасти – дети продолжают прожигать бесценное время каникул за компьютером или телевизором, лишь изредка открывая книгу, чтобы успокоить маму. Впрочем, есть родители, которым приучить своих детей к книге удаётся. Им и предоставим слово.

И кнутом, и пряником

— Мой ребёнок закончил шестой класс, — рассказывает нам Анастасия Смирнова. — Недавно я дала ему для чтения книгу «Человек-амфибия» Александра Беляева. Этой книгой я сама увлекалась, но ему больше нравятся книги о войне. Я не возражаю — лишь бы читал. Последние прочитанные им книги — «Дети подземелья» Владимира Короленко, «Сын полка» Валентина Катаева и «Белый пудель» Александра Куприна. После прочтения «Белого пуделя» он плакал. И это показатель, что у сына формируется чувство сострадания, сопереживания. Воспитание через переживание душевной боли крайне важно. Мы часто щадим своих детей — дескать, зачем им расстраиваться? Но опыт сострадания нужен, если вы хотите воспитать доброго и отзывчивого к чужой боли человека. Книги в деле воспитания — отличные помощники. Но только хорошие книги! После прочтения хороших книг ребёнок начинает мыслить, задавать вопросы, сравнивать себя с героями, осознавая, что такое хорошо и что такое плохо. И я всегда прошу сына пересказать мне содержание прочитанного, чтобы развивать его речь, а заодно и убедиться, что он действительно прочитал.

В целом Анастасии Павловне приходится своего сына понуждать читать, даже заставлять, аккуратно применяя и кнут, и пряник.

Без книги не засну

— В школе нам задают читать летом с первого класса, — делится своим опытом другая мама, Светлана Кунышина. — Все книги в школьных списках соответствуют возрасту, и с каждым годом этот список растёт. Учителя рекомендуют нам вести дневник чтения, куда ставить пометки о прочитанном произведении, и мы выполняем эту рекомендацию. Стараюсь своим детям объяснять важность чтения. В раннем возрасте я читала очень много и по сей день читаю на ночь. Видимо, мой пример помогает ребёнку войти во вкус. Дочь почти каждый день читает, в том числе и вслух. Она записана в детскую библиотеку, где мы вместе выбираем книги. Иногда даже не из списка, а в соответствии с интересами.

Никогда не принуждала читать

Шуянка Елена Зайцева также не мыслит жизни без чтения, и пристрастилась к этому увлекательному занятию со школьных лет, когда, как и все советские дети, читала книги по рекомендованному списку литературы на лето. «Свою дочь, — говорит Елена, — я никогда не заставляла читать, она пристрастилась к книге как-то сама и всегда делилась со мной впечатлениями от прочитанного. Образованным и начитанным быть здорово — мы с ней это знаем и понимаем. Помимо знаний, воспитания, из книг усваиваешь и словарный запас, он резко возрастает».

Приходится заставлять

К сожалению, не у всех родителей процесс формирования любви ребёнка к чтению проходит легко и просто. Сын Анны Васильевой, например, не считает чтение своим увлечением, поэтому приходится заставлять его читать порой с большим усилием. «Мой сын перешёл в 9 класс, — говорит Анна. — И многое из того, что требуют прочитать по школьной программе, ему представляется скучным, неинтересным и малопонятным. Но знание литературного материала необходимо для усвоения предмета на уроках! Я понимаю, что современные подростки с большим трудом и крайне ограниченно выражают свои мысли ввиду скудости словарного запаса, поэтому делаю всё, что в моих силах, чтобы приучить ребёнка к книге».

Компетентный комментарий

Галина РЯБОШАПКА, учитель русского языка и литературы, библиотекарь школы № 8 города Шуи:

— На лето все дети получают список литературы для внеклассного чтения, там есть произведения и отечественной, и зарубежной литературы. И если ребёнок прочитает летом рекомендованные книги, ему легче будут даваться уроки литературы в школе. Ребятам, которые перешли в 11 класс и которым предстоит писать сочинение, я советую летом читать объёмные произведения, потому что школьная программа трудная, и на чтение даже обязательной литературы иногда не хватает времени. Эти же рекомендации можно отнести к детям младшего и среднего школьного возраста. Все произведения в списке соответствуют возрасту. Список носит рекомендательный характер, и, безусловно, родителям не стоит пугаться его, необязательно читать все рекомендованные книги — можно выбрать произведения по душе, где-то вообще предлагается прочитать несколько глав из произведения.

Чтобы ребёнок сам читал, родителям нужно подавать пример. Если родители сидят целыми днями в интернете, то их ребёнок никогда не начнёт читать сам. Попробуйте попросить ребёнка почитать вслух, например, когда мама готовит ужин, а также пересказать самый интересный эпизод в книге, и обязательно его потом похвалите. Приучив ребёнка читать, вы окажете ему огромную помощь во взрослой жизни. Зачастую выпускники вузов приходят в новый коллектив, где нужно общаться, где ценится эрудиция, культура речи, обширные знания. А откуда всё это возьмётся, если ребёнок не прочитал даже предложенного на уроках литературы минимума?

От 14 Июля 2015 года Тамара БЕЗМЕНОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий