Духовность, единение, скрепа нации
19 мая президент России Владимир Путин провёл совместное заседание Советов по межнациональным отношениям и русскому языку. Впервые говорилось о школьном образовании и роли русского языка как государственного. На вопрос о том, какую роль в жизни общества играет русский язык, «Местный спрос» попросил ответить шуян.
Юрий ИВАНОВ:
— Язык является одной из важнейших скреп, которые укрепляют и государство, и нацию. Не может существовать государство, которое не имеет своего государственного языка. И русский язык, как связующее звено для всех многочисленных народов России, обязан быть таковым. В этом значении его роль определяющая и великая. Важно, что сегодня мы осознаём, что РФ принимает граждан разных народностей. Но мы вправе требовать от них знания русского языка. И мы никогда не пойдём по пути Украины и всегда останемся русским народом, который открыт для всех и который уважает свою культуру и свой язык.
Валентина БЕРЕЗИНА:
— Сегодня языковую среду формируют далёкие от знания русского языка и национальной культуры люди. Мы совершенно забыли о том, что слова, кроме звукового оформления, несут в себе и нравственную нагрузку. Произнося «здравствуйте», мы желаем здоровья. Говоря «до свидания», выражаем надежду на скорую встречу. Заменяя эти тёплые слова бессмысленными «привет» и «пока», мы уже демонстрируем безразличие к собеседнику. «Шнурки и отростки» вместо «матушка и батюшка», «дитя и чадо». Оскорбительные и неуважительные «тёлки и чуваки», «братки и сеструхи» заменили привычные обращения «юноша и барышня», «девушка и молодой человек». Пошлая и грубая речь стала повсеместной, а кое-где и официальной. Мы разучились говорить на русском языке.
Валентина ГЕНЕРАЛОВА:
— Следует вернуться к преподаванию русского языка и литературы, в школьных программах эти предметы должны быть основными. В школу вернули сочинения — это замечательно, но недос-таточно. За долгие годы поверхностного изучения русского языка и литературы знания школьниками этих предметов сведены на нет. И надо вновь научить детей мыслить, рассуждать, аргументировать. Язык — это показатель культуры общества и его нравственный стержень. Бережное отношение к родному языку сродни защите национальной безопасности. Совсем не случайно падение нравов, бездуховность и злоба пришли к нам с новыми требованиями к сокращению часов на преподавание русского языка и литературы. Только изучая русскую классическую литературу, дети в полном объёме могут освоить русский язык.
Нина КАБЕШОВА:
— Русский язык очень музыкальный и богатый, эмоционально насыщенный и удивительно мудрый. Это язык государства, имеющего вековую историю и прочные корни. Огромным преступлением в плане разрушения русского языка считаю введение тестовых ответов и пресловутого ЕГЭ. Галочки и крестики заменили устную и письменную речь. Отказались от каллиграфии в начальной школе. Но аккуратно выводить буквы — это не только умение красиво писать, это и развитие мозговой деятельности и, конечно, основы грамотности. И что мы имеем в конечном итоге? Полнейшее обескультуривание, воспитание недоучек, и утрата русского языка.