year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Российское образование: куда и зачем идём? - «Местный спрос»

Российское образование: куда и зачем идём?

Вопросом о том, как школьная реформа отразилась на жизни учителей, учеников и их родителей, в самый разгар подготовки к ЕГЭ поинтересовалась корреспондент «МС».

Российское образование:  куда и зачем идём?

«Нужна ли школа, если наши дети ходят к репетиторам», — возмущаются родители, намекая на нежелание или неумение педагогов учить. «Ребёнку ничего не стоит уйти с урока, обругать грубыми словами учителя, отказаться выполнять задания», — разводят руками учителя. А дети, пытаясь донести до взрослых, как тяжело им в школе, нет-нет, да и спросят: «Мама, а тебе, когда ты была маленькой, разве нравилось учиться?!». Эмоционально брошенная фраза малыша отражает реалии — каток реформы прошёлся по школе. Медики, отмечая повышенную нервозность школьников, хроническую усталость и агрессивность, называют среди причин школьные стрессы и учебные перегрузки. Реформа, спущенная правительством в общество, стала яблоком раздора между школой и домом и по многим позициям разбросала родителей и учителей по разные стороны баррикад. Нужны ли нам такие инновации, посредством которых практически уже развалено исторически самое лучшее в мире российское образование?

Труд, помноженный на деньги

«Дети должны научиться учиться!». Лозунг учебного процесса звучит оптимистично и, в общем, правильно. Научить ребёнка добывать знания — задача, знакомая нам по советской школе. Но нынешние программы, в отличие от советских, увеличивают долю самостоятельности ученика в разы, сводя изучение некоторых тем к самообучению. Учитель лишь советует, в каких источниках: интернете, книгах, учебниках – можно найти необходимые знания. Программы охватывают огромный и сложный объём материала, разжёвывать и закреплять который учителю некогда. Простой пример: на изучение Великой Отечественной войны отводится всего 4 часа, что для получения высоких баллов на ЕГЭ недостаточно. При этом учитель не имеет права не выполнить программу или отступить от неё, а ученик, не успевший понять смысл происходящего на уроках, остаётся со своей проблемой один на один. Похожая картина и на других предметах. У ребёнка появится шанс, если мама с папой наймут ему педагога в частном порядке. Общеизвестно, что родители уже с 9 класса ищут своим детям репетиторов по 3-4 предметам.

Но если бы старшими классами дело ограничивалось! В газетах всё чаще размещаются объявления о найме репетиторов для учеников начальной школы! К такому способу обучения детей вынуждены прибегать родители даже с высшим образованием. Потому что задания в начальной школе бывают настолько трудными, что справиться с ними нет возможности, даже если ты семи пядей во лбу. Это признают и учителя. Довольно часто вся семья силится понять, что же хотел сказать автор учебника, предлагая выполнить задачу или упражнение. Недаром второклассник, получив двойку за домашнюю работу, успокаивает маму: «Не переживай, у нас в классе по русскому языку плохо учатся все родители».

А учитель, тем временем, совершенно чётко выполнил поставленную перед ним задачу — согласно требованиям ФГОС, обосновал

проблему и обозначил условия, при которых дети, а заодно и родители, должны сами добывать знания. Но самостоятельно вывести формулу движения, разобраться в сложных исторических процессах, понять творческие замыслы писателя, безошибочно лавировать во временных формах английского глагола — под силу единицам.

Мы не обвиняем ни учителей, ни родителей, мы просто даём представление о реальной ситуации. И наш вывод весьма плачевный: школа сегодня превращается в заведение по проверке знаний, которые самостоятельно добываются учениками. А добываются они совместно с репетиторами. Поэтому практика реализации реформ показывает, что школьное образование перестаёт быть бесплатным, а двойная и даже тройная нагрузка разрушает здоровье ребёнка.

ЕГЭ — пожирающий дракон

Единого государственного экзамена боятся все. Им пугают и детей, и родителей, и учителей. Для подстраховки большинство выпускников пользуются платными услугами. После 7-8 уроков старшеклассники бегут, перекусив (если повезёт), к репетиторам, затем допоздна корпят над домашними заданиями. И так каждый день. В некоторых школах администрацией уже практикуется подстраховка. Родители тех учеников, которые обучаются в классах с углублённым изучением предмета, подписывают документ, в котором берут на себя полную ответственность за здоровье своих детей. Одна из родительниц сказала: «Без витаминов и лекарств, стимулирующих умственную деятельность, мы обойтись не можем. А перед экзаменами дочь пьёт успокоительные препараты».

И, тем не менее, о сложных программах, о том, что экзаменационный материал необходимо составлять более ответственно, о том, что повальное использование различных мультимедийных средств занимает много времени, которого катастрофически не хватает для закрепления учебного материала, учителям говорить запрещено. Да они и сами не станут откровенничать, иначе могут потерять не только надбавки к зарплатам, но и свою работу.

Так ли хороша зарплата?

Вопрос об уровне зарплаты учителей неоднократно поднимался. Отмечалось, что в целом по стране зарплата учителей достигла уровня средней по экономике региона. Однако де факто исполнение майских указов президента носит непродуктивный характер. Многие учителя по-прежнему считают, что их заработная плата при стандартной нагрузке чрезвычайно мала. «Чтобы получать 19-20 тысяч рублей, нужно работать 48 часов в сутки, не покидая школы», — утверждают они. Почему новая система оплаты вызывает больше негатива, чем одобрения в педколлективах? Практика реализации реформы показывает, что оплата учительского труда в конкретной школе зависит от субъективных причин. Даже если не учитывать того, что «подушевое финансирование» разделило школы на богатые и бедные, в одной и той же школе учителя при равной учебной нагрузке имеют разную заработную плату. Теперь оплата труда зависит не только от категории педагога, от его компетенции, но и от сложности предмета и дополнительной нагрузки учителя. Каким образом это реализуется?

Базовая часть заработной платы положена всем, а надбавки — только за особые заслуги и достоинства учителя. Уточним: базовая часть включает аудиторную занятость (поурочная оплата исходит из «ученикочаса»), неаудиторную занятость (классное руководство, внеклассная работа, работа с родителями и т. д.) и компенсации (коэффициент важности предмета, категории и звания). Вторая составляющая заработной платы — система баллов, имеющая денежный эквивалент. Баллы назначаются за дежурства, за подготовку и участие детей в конкурсах и соревнованиях, в олимпиадах и научных конференциях. При этом количество баллов зависит от ранга мероприятия. За успехи учеников при сдаче ЕГЭ тоже начисляются баллы. Качество знаний школьника (оценки «4» или «5») является показателем успешности учителя и влияет на стимулирующие выплаты. Баллы добавляются за открытые уроки, за личное участие учителя в научной деятельности, за публикации в альманахах и педагогических изданиях, за методические изыскания. «Стоимость» баллов утверждается на педагогическом совете. Несмотря на то, что финансовая политика и разработка внутренних документов в ведении управляющего Совета школы, в конечном счёте, размер надбавок зависит от того, как твой труд оценит администрация образовательного учреждения. По словам педагогов, без стимулирующих надбавок зарплата учителя не превышает 12-13 тысяч рублей. И для того, чтобы повысить свою заработную плату, учителя идут на неоправданные жертвы — увеличивают себе учебную нагрузку до 30 часов в неделю или занимаются дополнительной деятельностью, отнимающей время от подготовки к урокам.

Общая средняя зарплата в нашем регионе — 19 317,1 рублей. Официальная средняя зарплата шуйских учителей — 19198,45 рублей (с учётом стимулирующих). Не нужно иметь экономического образования, чтобы понять — польза от надбавок сомнительная. Во-первых, они не являются стабильной составляющей, и их не следует учитывать при расчётах средней заработной платы. Во-вторых, надбавки, разделив учителей на «хороших» и «плохих», внесли в педагогические коллективы раздор.

Правомерность начисления стимулирующих выплат вызывает много вопросов у российских учителей. Мы не откроем Америки, если скажем, что ситуация коснулась и шуйских педагогов. К примеру, учителя одной из городских школ совершили поездку во Францию с возложением земли на могилу поэта К. Бальмонта. Эта важная деятельность была простимулирована дополнительными баллами к зарплате. А вот учителю иностранного языка, проходившему курсы языковой практики за рубежом за свои средства и получившему квалификационное подтверждение, в стимулирующих добавках отказали, мотивируя тем, что школа педагога никуда не посылала. В результате опытный учитель из школы ушёл. Так что же тогда такое стимулирующие надбавки? И на что они стимулируют?

Реформирование системы российского образования — процесс целенаправленный. Международные организации долгие годы активно проводили анкетирование российских школьников. По итогам исследований «демократы из-за бугра» выразили обеспокоенность тем, что, несмотря на прочные и фундаментальные знания, помогающие нашим детям брать первые места на международных олимпиадах, российские школьники не умеют творчески работать, а значит, они не станут успешными личностями. Эти рекомендации легли в основу системы по уничтожению нашего традиционного образования. Мы растим сегодня «успешную личность», не умеющую ни читать, ни писать, ни мыслить, ни говорить. Впрочем, неграмотными и необразованными молодыми людьми без проблем можно умело манипулировать, разлагая их и завлекая в любые антиобщественные организации.

В тему!

• В 1908 году в России было введено всеобщее начальное образование. В 1916 году 85 % людей были грамотными. До Первой мировой войны в стране насчитывалось 100 институтов. Россия вместе с Анг-лией занимала 3-е место в мире по качеству образования. Финансирование земских школ выросло за время правления Николая II с 70 млн. до 300 млн. рублей. В 1913 году насчитывалось уже 136 000 школ. Перед революцией обучение в школах было бесплатным. За счёт казны и обучали, и кормили детей.

• За период с 2005 по 2009 годы ежегодно в нашей стране сокращалось по 2518 школ. Общее количество школ сегодня составляет около 50 000.

От 3 Марта 2015 года Любовь СМИРНОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий