year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Выставка просится на свободу - «Местный спрос»

Выставка просится на свободу

Профессионалы, посетившие выставку работ студентов факультета искусств ШГПУ, посоветовали отправить сотрудников музея на повышение квалификации

Работы студентов факультета искусств ШГПУ, где бы они ни выставлялись, вызывают неподдельный интерес у посетителей выставок. Это и не мудрено: в вузе учат не только видеть прекрасное во всем, но и своими руками создавать это прекрасное. Педагоги факультета во главе с деканом Л. Ершовой поставили перед собой цель: дать студентам знания и умения по современным направлениям народного творчества и не позволить исчезнуть старинным промыслам, которые год от года становятся все более востребованными в нашей жизни.

Настоящий праздник для всех

В мастерских факультета умеют писать картины маслом, мелками, пастелью, акварелью, красками по ткани, тушью, собирать их из маленьких соломинок, вышивать не только платки и рушники, но и костюмы, в которых ходили наши пра-пра-прабабушки, создавать ювелирные украшения, берестяные работы, лаковые миниатюры, хохломскую роспись, глиняные скульптуры и многое-многое другое. Не случайно работы студентов неоднократно были отмечены дипломами и наградами на самых различных конкурсах и фестивалях. А в марте этого года на международном конкурсе высокой моды «Этно-Эрато» коллекция национального костюма заняла 2 место. Вот почему каждая «встреча» с работами студентов – это настоящий праздник для всех.

Экспонаты выставки уникальны!

В стенах самого факультета действует постоянная выставка, где представлены «прошлые и настоящие» труды студентов. Периодически открываются такие экспозиции и в администрации города, и в залах наших музеев. Недавно факультет откликнулся на предложение музея Фрунзе предоставить на обозрение шуян и гостей города дипломные работы выпускников. Несколько дней новая экспозиция уже работает. Большинство из экспонатов, как всегда, уникальны по своей сути. Вот, например, костюмы 18-19 веков Орловской и Владимирской губерний. Студентки потратили на их создание от полугода до полутора лет. Видна тончайшая, поистине ювелирная работа в русском кокошнике, восстановленном по случайно найденному в бабушкином сундуке элементу вышивки бисером и описанию, сохранившемуся в архивных документах. В вологодском свадебном костюме много вышивки, декора, которые выполнены вручную и на рукавах, и на подоле, причем все стежки настолько миниатюрны и аккуратны, что больше напоминают работу вышивальной машины, а на изнанке изделия нет ни одного узелка! А какие радостные, светлые, жизнеутверждающие картины («Маки» и «Гиацинты») встречают посетителей в первом же выставочном зале! Куклы, графические и декоративные работы, маски из папье-маше, сотканные гобелены, глиняные изделия, куклы и многое-многое другое, созданное руками выпускников вуза, заставляет вас остановиться и внимательно рассмотреть каждую работу, удивиться талантам, которые вырастили и воспитали педагоги факультета.

Ложка дегтя в бочке меда

Но, к сожалению, в последнее время, «бочку меда» в музейно-культурном центре всегда умудряются испортить «ложкой дег­тя». Шуяне, которые часто посещают музей и бывают на всех выставках, не могут не помнить, что от работ факультета искусств всегда было ощущение праздника. Залы были наполнены экспонатами, умело расставленными на всем свободном музейном пространстве. Они притягивали к себе внимание, буквально, «заставляли» через день, через два, через неделю вернуться сюда, чтобы вновь окунуться в добрую сказку забытого детства. На этот раз такой радости от встречи не получилось. Нет, работы выпускников, по-прежнему, чудесны, а вот их грамотной компоновки нет. Нет вообще никакого композиционного решения размещения экспонатов. На вопрос преподавателей вуза, какова же главная концепция выставки, ответственный экспозиционер ответила: «На восприятие». Так какое же должно быть восприятие, если картины на стенах размещены на разном уровне, нет аккуратности в их подборе, акцент сделан совершенно не там, где он должен быть. Нет логики и в зале, где предполагалось расположить манекены с народными костюмами и предметами старинных народных промыслов. Здесь почему-то висят картины с абстрактным изображением, а в углу, по-видимому, чтобы заполнить свободное место, несколько платков, расписанных техникой «батик». Этот зал поражает пренебрежением к работам: костюмы, неаккуратно повешенные на «плечиках» на голые стены, напоминают артистическую гримерку или торговый зал. Части костюмов перепутаны или отсутствуют вовсе, украшения головных уборов почему-то прикреплены к подолу платьев, а некоторые наряды висят задом наперед. В следующем зале экспонаты расставлены так, что просто потерялись на черном мраморе. Триптих «Солнце и цветы», выполненный в лоскутной технике, и для которого обязательна должна быть подсветка, вообще разделили на части и повесили в разных залах. Не были выставлены ни хохломская роспись, ни резьба по дереву, ни лаковая миниатюра. У семи работ нет ни одной этикетки – ни с именем автора, ни с названием экспоната. Создалось впечатление пустоты во всех залах при имеющихся экспонатах.

Музею нужно повысить квалификацию?

Но, как сказали в музее, выставлены не все предметы: когда закончится демонстрирование одной части работ, настанет очередь выставлять другую, и сотрудники музея должны в ближайшие дни предпринять очередную попытку по-новому «расставить» экспонаты. Такая ситуация оказалась непонятной не только мне, но и профессиональным художникам, посетившим выставку, да и самим преподавателям вуза, готовым оказать любую помощь музею. Но ее там отвергли. Наверное, лучше, если бы музейные работники первоначально создали концепцию выставки, а в соответствии с ней поняли, как правильно расставить все работы, чтобы они смотрелись не только по отдельности, но и было их композиционное единство, а уж затем представили зрителям к просмотру готовую выставку. Может, стоит уже сейчас наполнить залы всеми дипломными работами, представленными факультетом, чтобы, как и прежде, экспозиция смотрелась как чудо, как сказочная шкатулка, которую не хочется закрывать. И не надо думать, что в музей ходят только дилетанты. Надо стараться сделать так, чтобы и специалистам в разных областях творчества было здесь интересно. Мне могут возразить, что в музее не хватает площадей. На это отвечу: в холле уже пять месяцев висят фотоработы, которые совершенно без ущерба могут быть сняты, и на занимаемом ими пространстве разместить дипломные работы. «Работать» должен и холл – «встречать» гостей на пороге, создавать для них хорошее настроение, готовить их к встрече с молодыми талантами города. Сейчас же здесь царит атмосфера скуки и уныния, нежелания следовать в экспозиционной работе новым направлениям.

Руководство музея может в очередной раз написать письмо в администрацию города с просьбой «приструнить» автора этих строк, чтобы не смела высказываться негативно. Но, во-первых, сей труд не противоречит Конституции страны, провозглашающей свободу мысли и слова, во-вторых, прежде, чем написать материал, я поинтересовалась мнением профессионалов, и в голосе их услышала боль от увиденного. Так что в данном материале содержится не только мое личное мнение. Ну и, в-третьих, чтобы впредь не было провальных выставок, нужно, по-видимому, отправить сотрудников музея на курсы повышения квалификации, а сам выставочный зал просто-напросто отделить от музея Фрунзе и сделать его самостоятельным.

От 5 Августа 2008 года Елена БОГОСЛОВСКАЯ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий