Пример, достойный подражания
Вот уже не один десяток лет с успехом обеспечивает свои многочисленные подворья необходимыми продуктами питания Николо-Шартомский монастырь села Введеньё. Опыт изучал корреспондент «МС».
Ответные санкции России всколыхнули умы россиян. Многие ранее заведомо провальные экономические проекты достаются из-под сукна и светлые головы начинают работу над ними. Один из таких проектов — тот, что десятилетиями был у всех на слуху, — возрождение отечественного сельского хозяйства. Не только у едва-едва сводящих концы с концами фермеров, но и у еле держащихся на плаву крупных хозяйств появилась надежда на возрождение.
Каким должно быть современное сельскохозяйственное производство? Пытаясь найти ответ на этот вопрос в свете последних событий, когда на селе появилась надежда на то, что отечественные сельхозпроизводители прокормят страну, мы отправились в не совсем обычное хозяйство. Расположено оно в Николо-Шартомском мужском монастыре села Введеньё. От увиденного я испытал настоящую эйфорию: впечатление такое, что попал в колхоз-миллионер советского периода.
Ровные поля, засеянные сельскохозяйственными культурами, стройные ряды помидоров в теплицах, словно по линеечке посаженные ряды яблонь, идеально разбитые грядки с петрушкой, укропом, редиской и другой зеленью, пруд с карасями хотя бы и для утешения местных рыболовов, ульи, вокруг которых роятся пчёлы, удивительная чистота на ферме — хоть в туфлях ходи. Всё это настолько радовало глаз, что слов не находилось, чтобы высказать свой восторг. Лишь только один вопрос задал я иеромонаху Тихону: «Как всё это удаётся?» И в ответ услышал ожидаемое: «С Божьей помощью!». Много нового и интересного узнал я от батюшки-экскурсовода и увидел своими глазами, побывав в монастырском хозяйстве, где всё делается с молитвой. Например, удивительно было для меня, что бархатцы специально посажены вокруг теплиц и внутри их не столько для украшения, сколько для защиты урожая от «вредителей», то есть и от фитофторы, и от насекомых. И подумалось мне, что неплохо было бы многим фермерам и руководителям СПК, а также тем, кто всерьёз решит заняться сельским хозяйством, побывать в Николо-Шартомском монастыре, посмот-реть всё своими глазами. Чтобы вдохновиться, я думаю, этого примера хватит.
А востребованность результата аграрного труда налицо: молоко и молочные продукты, хлеб, мёд, масло, квас, крупы, картофель и другие натуральные, вкусные и экологически чистые продукты монастырского производства жители Иванова и Шуи разбирают влёт. Народ не обманешь! Нужно, чтобы государство всемерно поддержало развитие села, поскольку люди, которые умеют и хотят работать, есть, надо их только стимулировать должным образом, и тогда дело сдвинется с мёртвой точки. Монастырь, как бы хорошо там ни было, всё-таки хозяйство особое, специфическое, поскольку может позволить себе работать в убыток. Возможно, что братия не сильно уж думает о великих удоях и центнерах с гектара. Удался урожай — и слава Богу. В колхозах и других сельскохозяйственных предприятиях экономика гораздо сложнее и очень зависима от государственного заказа. А наше государство только сейчас, после мощного щелчка с Запада, потихоньку начинает поворачиваться лицом к русскому селу. Повернётся ли окончательно, поживём и, если доживём, увидим...
Из первых рук
Иеромонах Тихон, Николо-Шартомский мужской монастырь:
— Расположение монастыря в селе естественно определило и его специфику. Без возделывания земли и разведения скота здесь трудно обойтись. Тем более, при достаточно большой численности братии. Монастырское хозяйство развивалось постепенно, с самых первых лет восстановления обители. Сначала всё было очень просто: несколько грядок на огороде, две коровы, полуразбитый трактор… Конечно, со временем монастырь разрастался, разрасталось и его хозяйство. Всегда, естественно, были трудности с сельхозтехникой, иной раз приходилось молиться, чтобы старенький комбайн дотянул до конца уборочной. Но Господь помогал. Вообще же хозяйство по меркам колхозов относительно небольшое, хотя и выглядит, возможно, благополучно. На огороде и на коровнике у нас работает, в основном, братия, на тракторах и машинах — рабочие.
На близлежащих к монастырю полях мы выращиваем зерновые — пшеницу озимую и яровую, ячмень, овёс, сенокосные травы — клевер и тимофеевку. Картофель, само собой. В общем, как и везде. Пробуем сеять медоносные травы — гречиху и фацелию. Получается довольно красиво: белое поле, лиловое поле. Какие есть особенности? Применяется безотвальный метод обработки земли, т. е. земля не обрабатывается с помощью плугов, а производится только поверхностное ее дискование. Солома после уборки зерновых остаётся в поле — как удобрение. Регулярно используется севооборот культур, а также пары. Удобряется земля обычными минеральными удобрениями. Основная доля урожая зерновых используется для своих нужд — на муку и фураж. В урожайные годы продавали какую-то часть зерна как семенной материал. Часть собранного картофеля также используется для своих нужд, а часть раздаётся на подворья монастыря и в детский приют в Клещёвке. Оставшийся картофель продаём населению. В дойном стаде сейчас около пяти десятков коров, всё поголовье — костромской породы. Если же говорить про монастырские особенности, то в воскресные дни и церковные праздники стараемся не работать. Исключение могут составлять только самые неотложные случаи. Примеров вразумления Божия за нарушение этого известного правила можно было бы привести множество.