year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
БАМ – стратегия, история и линия жизни… - «Местный спрос»

БАМ – стратегия, история и линия жизни…

Шуяне-добровольцы «бамовский» период жизни помнят до мелочей. Поверни время вспять, и Евгений Рудольфович и Надежда Геннадьевна Брыкины вновь, не раздумывая, вернутся в Тынду, Кувыкту, Ларбу — города, в которых они жили и строили Байкало-Амурскую магистраль.

БАМ – стратегия, история и линия жизни…

— Евгений Рудольфович, как вы решились с двумя крошечными детьми сесть на самолёт и улететь в никуда?

— Возможно, это сейчас кажется странным, но тогда мы были уверены, что всё будет хорошо. И не ошиблись. Первое время устроились у родственников, потом оборудовали себе комнату на первом этаже пятиэтажки, чуть позже переехали в квартиру. Государство оплатило нам проезд, мы получили огромные подъёмные. Так что проблем ни с жильём, ни с работой, ни с обустройством не было.

— Надежда Геннадьевна, ваш супруг работал помощником машиниста, а вы — по профессии мастер производственного обучения. Где же вы трудились на БАМе?

— Осваивала новые специальности: и кочегар, и учётчица, и кассир. Потом я поступила в педагогический институт и перешла работать в школу.

— С вами были дети. Как обустраивался быт?

— Пришлось и в вагончиках с буржуйкой пожить, но неудобства были временные, и мы это знали. Городская инфраструктура строилась одновременно и быстро. В условиях вечной мерзлоты бамовцы придумали особый способ строительства теплотрасс — трубы прокладывали по поверхности, утеп-ляли опилками и досками. Даже когда за окном 40-градусный мороз, в квартирах было жарко. В постоянных посёлках строились многоэтажные дома, школы, детские сады, торговые центры. Обеспечивали нас всем необходимым в избытке. Тушёнку, сгущёнку мы закупали ящиками, а фрукты, овощи круглый год были.

— Евгений Рудольфович, ландшафт, по которому проходит магистраль, чрезвычайно сложный. Но стройка велась успешно…

— На БАМе преимущественно использовалась мощная современная техника. Но даже и она не могла заменить энтузиазма молодых. Путеукладчики достигали пора-зительных рекордов — 5 километров железнодорожных путей в день. Большую роль сыграли, конечно, новейшие инженерные решения строительства в условиях вечной мерзлоты. Бамовские мосты — сложной конструкции, очень высокие. Их общая протяжённость на всей трассе достигает 100 километров. Трудились ребята на совесть и гордились этим.

— Надежда Геннадьевна, вряд ли только романтика побуждала людей к экстремальным условиям…

— Нет, конечно. Молодые ехали зарабатывать, а девушки ещё и замуж выйти. Мы поехали на БАМ за машиной. И купить её было проще простого. Хорошо работала накопительная система: достаточно было вычитать из зарплаты ежемесячно по 200 рублей (это треть зарплаты), и через 3 года получали чек на покупку нового автомобиля. Но вернулись мы не с машиной, а с тремя детьми. Четверо, пятеро детей в бамовских семьях считались нормой. Достаток и спокойствие за будущее позволяли молодёжи создавать семьи и рожать детей.

— Евгений Рудольфович, вспоминают ли о БАМе ваши дети?

— Конечно! Невозможно забыть красивейшую природу — на сопках цветущий багульник, чистейшие реки и водопады. Грибов и ягод там видимо-невидимо: брусника, голубика, дикий виноград, морошка, чёрная смородина, маховка. Я заядлый рыбак, так после БАМа рыбачить на наших речках не хочется. Знаете, можно было легко взять и уехать на горные озёра за 500 километров от дома на рыбалку за гольцом. Жизнь на БАМе — особая. Там всё было по-настоящему. И не раз и не два хотелось вернуться назад.

— Почему не вернулись?

— В 1988 году мы приехали в Шую по семейным обстоятельствам. Первое время просто тосковали, ведь прожили там шесть лет. Но резко изменилось отношение к стройке и строителям БАМа, стали закручиваться гайки: задерживались зарплаты, отменялись льготы…

— Надежда Геннадьевна, буквально недавно правительство приняло решение достроить Байкало-Амурскою магистраль.

— Было бы очень хорошо. На БАМе богатейшие запасы полезных ископаемых. Одно только Удаканское месторождение меди — второе по площади в мире. Вообще там вся таблица Менделеева в избытке. Если новый проект будет иметь серьёзные масштабы, то о нашей стройке века можно будет сказать с уверенностью: продолжение следует…

Для справки

Байкало-Амурская магистраль пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая протяжённость – 4300 километров. Дорога пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов. Более 1000 километров дороги пролегает по территории в районах вечной мерзлоты и повышенной сейсмичности. На трассе пробито 8 тоннелей, построено 1400 мостов, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и посёлков. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года, а Северо-Муйский тоннель, протяжённость которого более 15 километров, был открыт в 2003 году.

От 29 Июля 2014 года Любовь СМИРНОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий