Сделать шаг навстречу людям
Изменения в федеральный закон помогут местным органам власти хозяйствовать более результативно.
Изменения в ФЗ № 31 о местном самоуправлении дают возможность регионам распределить полномочия между государственной и муниципальной властью. С вопросами о том, что нового внесено в положения 131-го закона, в чём их революционный характер, мы обратились к депутату г. о. Шуя Е. Б. Корзенёву.
— Евгений Борисович, за полгода регионы должны принять собственные законы об организации местного самоуправления. Какими причинами вызваны столь срочные изменения?
— Я полагаю, что принятые в базовый закон о местном самоуправлении изменения — это только начало реформы. И лишь изменениями в 131-ФЗ дело не ограничится. Чтобы власть на местах могла полностью исполнять свои полномочия, а в этом состоит суть поправок, необходимы кардинальные изменения и в налоговую, и в бюджетную систему. Ведь в России только 2 процента муниципалитетов способны исполнять в полном объёме возложенные на них полномочия за свой счёт. Остальные дотируются из региональных бюджетов. А те, в свою очередь, из федерального. Хотя налоги собираются именно на местах. По разным оценкам, сегодня в вышестоящие бюджеты уходит от 85 до 95 процентов всех налоговых сборов муниципальных образований. Думаю, именно с целью перераспределения полномочий и их финансового обеспечения и задуманы все изменения в сфере местного самоуправления.
— Президент Путин подчеркнул, что новые условия позволят народным избранникам вплотную заниматься повседневными вопросами. Что имеется в виду: депутаты больше времени будут проводить среди избирателей или иметь источники финансирования?
— Приблизить депутатов к избирателям можно и без изменений в 131-ФЗ. Достаточно убрать из избирательной системы партийные списки, и избирательные округа уменьшатся вдвое. А в нашем городе — втрое. В Шуе у депутата сейчас 7-8 тысяч избирателей, а было бы чуть более 2-х. Только будет ли в этом толк? Моё мнение — ни от того, сколько избирателей выбирают депутата, ни от того, большой ли у него округ или маленький, зависит эффективность его работы, а от того, какими ресурсами обладает бюджет, чтобы органы власти на местах могли решить проблемы муниципального образования. Я знаю города, где только на выполнение наказов избирателей в бюджете предусмотрено от одной до трёх тысяч руб-лей на одного проживающего в округе. В таких городах депутатов и знают, и уважают. А у нас вся бюджетная обеспеченность на одного жителя немногим превышает сумму в 15 тысяч рублей.
— По вашей оценке, сможет ли новая реформа сделать муниципалитеты сильными и деятельными?
— Будем надеяться, что федеральные и региональные законодатели именно этим и займутся в ближайшее время.