Вот так намодернизировали…
Корреспондент «МС» сравнила современную систему здравоохранения с советской. Выводы её не утешили.
Интервью с главным врачом станции скорой помощи Алексеем Тереничевым накануне профессионального праздника медиков получилось не таким радужным, как хотелось. Да и застать Алексея Ивановича на месте — в кресле руководителя — не удалось: он был «на линии» в составе бригады. Не первый год работая в должности главного врача, он, видимо, чиновником себя так и не почувствовал.
— Алексей Иванович, какие улучшения произошли в вашей системе за последнее время?
— К счастью, нас перевели на подушевое финансирование, и мы теперь не стремимся выполнить план. Тем не менее, финансовый механизм до сих пор не идеален. Из-за этого мы в прошлом году не смогли получить предназначенные для «скорой» деньги в размере 1 миллиона рублей. Они могли бы пойти на оборудование, оснащение, транспорт…
— Сейчас все говорят о модернизации, у вас такая же ситуация?
— Ремонтов сделано много, но никаких структурных изменений в больницах и поликлиниках нет. Участковым врачам зарплату подняли, но на этом всё и закончилось. А в первую очередь должна развиваться первичная служба, все остальные врачи должны быть помощниками у участковых. А сегодня скорая помощь компенсирует дефицит первичной медпомощи, потому что у неё нет ни кадров, ни сил, ни даже политики. Из сегодняшних шести вызовов, например, в скорой помощи нуждались только три человека. Половина — вызовы хронических больных, у которых возникло ухудшение из-за неидеального лечения. То есть «скорая» часто ездит по вызовам хронических больных, выполняя работу участковых служб.
— Многие сегодня хорошими словами вспоминают медицинскую систему в Советском Союзе…
— В советское время финансирование было слабое, но помогали спонсоры. Вызовов было в 2 раза меньше, а машин, наоборот, больше, был даже летний и зимний автопарк. Сегодня у нас три машины полностью изношены. В Советском Союзе был комплексный подход в лечении. Врачи не были заняты написанием отчётов, а занимались делом. Удивительно, что лекарства тогда были хуже, но они помогали. Система, на мой взгляд, была более человечная. Нынешняя система стала более лицемерной: главное, чтобы в отчётах было всё идеально.
— Сегодня мы не лечимся, а получаем услуги?
— Да, из врачебной специальности делают стандарт. Пришёл, например, пациент, пожаловался. Болезнь ему определили по коду в специальной книжке, в соответствии с ним выписали лечение. Но для этого не нужно быть врачом. И как можно все случаи поместить в одну книжку? Новая система отбивает у медицинских работников желание думать. А если они будут лечить каждого пациента индивидуально, то получат по рукам, потому что эта работа не входит в стандарт, и страховые компании её не оплатят. В результате — всё сделано по стандарту, а человек себя здоровым не чувствует. Врач в первую очередь должен сострадать, помогать человеку, а потом уже оформлять бумаги. У нас всё получается наоборот. И в платных центрах зачастую не помощь оказывают, а продают услугу по стандарту. Это опасно. Рано или поздно это поймут все…