В почёте только добрые книги
Какие книги любят наши дошколята и предпочитают покупать их родители, выясняла корреспондент «МС».
В книжном магазине на Победе, по нашим наблюдениям и по сообщениям продавцов, произведения для детей раскупаются быстро и пользуются спросом. Малыши любят книжки-панорамы (раскладные книги), где много картинок и мало текста, потешки, загадки. Детки постарше хорошо воспринимают букварики и азбучки Владимира Степанова, спросом пользуются сказки Пушкина и русский фольклор. А вообще, традиция детской книги не изменилась: детям по-прежнему читают и «Курочку Рябу», и «Теремок», и стихи Барто, и произведения Чуковского, и рассказы Асеевой, Успенского и многое другое. А вот оформление детских книг изменилось со временем. Родители всё чаще прибегают к музыкальным книжкам, где герои поют, или к книгам-трансформерам, в которых что-то раскладывается, двигается, меняется на глазах. Популярны и книжки-непромокашки, их можно брать с собой купаться. Возникает спор между бумажной книгой и мультимедийными разработками века: планшетами, телефонами, телевизором. И всё же к книге ребёнка необходимо приучать с самого рождения, потому что книга — это фундамент знания и воспитания. А вот к результатам человеческого прогресса ребёнок сможет приобщиться и сам.
Говорят педагоги
Светлана ЖДАНОВА, заведующая детским садом «Улыбка»:
— Дошколята любят русские народные сказки, с удовольствием слушают потешки, пестушки, веснянки, стихи, рассказы о русской природе, о животных. Наши педагоги читают книги перед тихим часом, это стало традицией. Ребятки с удовольствием воспринимают дневной сон прежде всего потому, что ждут очередной сказки или рассказа. Дети и сами любят листать книжки, смотреть яркие картинки. Привлекают их и «умные» книжки, где нужно не только картинки посмотреть или почитать, но и решить ребус, отгадать загадку, собрать пазл. У нас есть и аудиозаписи сказок. Но скажу с уверенностью, что у детей к бумажным книгам интерес не пропал.
Елена КОЛЕСНИКОВА, ст. воспитатель детского сада «Звёздочка»:
— Совсем недавно мы познакомили детей с произведениями Агнии Барто, Сергея Михалкова, Елены Благининой. Для нас чтение — превыше всего. Среди родителей мы проводили анкетирование на предмет того, чем любят заниматься дети после детского сада: 83% ответили, что чтение книг очень нравится их малышам, а 88% детей, к сожалению, предпочитают смотреть телевизор.
Наша первая книга
Анатолий ЛОГИНОВ, сыну – год:
— Нашей первой книгой была «Репка». Вообще книги — главный инструмент интеллектуального и нравственного развития ребёнка, поэтому к их выбору мы относимся щепетильно. Все мы выросли на сказках «Колобок», «Маша и Медведь», «Каша из топора». Отсюда и выбор первой книги для ребёнка. Любимой, правда, она не стала. Сын больше в восторге от солдата, который наказал старуху за жадность. Также наш выбор пал на сказку ивановского прозаика Любови Тощёвой «Волшебные узоры», ну и стандартно — «Приключения Чипполино» Джанни Родари тоже на нашей книжной полке.
Галина ЗАХРЯПИНА, дочке – год и три месяца:
— Первыми мы прочитали книжки-малышки «Кошкин дом» и «Потешки». Хотя я не считаю, что именно эти книги должны быть первыми. Просто они оказались одними из немногих на полке в магазине, которые подходили нам по качеству и цене. Сейчас же наша домашняя детская библиотека пополнилась русскими народными сказками, сказками Пушкина, стихами Барто, книгами о животных и ещё множеством других книг.
Экспертное мнение
Ирина ДУБРОВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент кафедры культурологии и литературы Шуйского филиала ИвГУ:
— Вероятно, уже ушло в прошлое утверждение, что книга — учебник жизни. Но это книга для взрослых! А детская — нет. Это, конечно, не нравоучение в картинках, но в детской литературе ребёнок погружен в социальные отношения, получает уроки жизни. Детская душа — поле поединка между добром и злом. Первые шаги в освоении сложного и противоречивого мира помогает ему сделать книга. Важное требование для произведения, адресованного детям, — ясная и чёткая этическая и нравственная позиция автора, не оставляющая лазейки для двусмысленных толкований. Неприятие трусости, подлости должно быть сформулировано внятно и решительно, потому что честность и прямота души всегда сильнее хитроумных интриг. Детские произведения представляют собой сплав литературы и педагогики. Хорошая детская книга всегда учила благородству, честности, человеческому достоинству, гуманности. Не надо бояться забытого слова «воспитание», надо стремиться к слиянию воспитания и образования. Книга приближает ребёнка к идеалу, имеющему национальные корни, опирающемуся на русскую ментальность, на нравственные законы народной жизни. Такая книга интересна ребенку. Она выходит за пределы его привычных жизненных впечатлений, расширяет его знания о многообразии жизни, обогащает его эмоционально и эстетически. Детская литература — самый благодатный материал для начала разговора о книге как явлении искусства.