year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Коммунальные реалии - «Местный спрос»

Коммунальные реалии

Убытки, судебные тяжбы и, как следствие, недоверие граждан. Таково состояние дел в одной из самых крупных управляющих компаний Шуи.

Коммунальные реалии

Целую пятилетку государство, обрушившее на страну миллиарды рублей под коммунальную реформу, с интересом наблюдало, куда кривая вывезет. Сорвалось. Не вывезла. Получился очередной распил и сплошные слёзы. И вот сейчас ситуацию на коммунальном рынке решили исправить. В Госдуму РФ внесён законопроект, обязывающий управляющие компании, ТСЖ и жилищные кооперативы до 1 мая 2015 года получить лицензию, после чего управление многоквартирными домами без лицензии допускаться не будет. Известие о грядущем лицензировании стало спусковым крючком для развязывания острой борьбы за монополию на рынке управления МКД. В Шуе рупором «военной» кампании против конкурентов выступил боевой листок самого крупного игрока на шуйском коммунальном поле — ОАО «УК ЖКХ г. Шуи», компании, владеющей сегодня 539 домами.

Мышиная возня началась

Первые номера своей газеты «Встречное предложение», выпущенной непонятно на какие деньги ещё в прошлом году, руководители управляющей компании стряпали для жильцов подведомственного жилого фонда исключительно для того, чтобы убедить, как хорошо им под крылом УК. Действительно, за частоколом цифр и звонких фраз обывателю непросто было разглядеть реальную картину того, что вообще творится в руководимом УК жилом фонде. Однако окончательно замылить глаза жильцам, которые денно и нощно сталкиваются с системно не решаемыми коммунальными проблемами, конечно, не удалось — жалобы на УК ЖКХ прямо-таки захлестнули СМИ и властные инстанции. Понимая, что пустыми обещаниями людей при себе удерживать всё труднее, руководители управляющей компании отодвинули на задний план неблагодарный труд на коммунальном поприще и принялись зачищать рынок от конкурентов. А с известием о возможном лицензировании управляющих компаний «Встречное предложение» получило новый импульс.

Чего, например, стоят комментарии, подписанные некой Светланой Сорокиной к статье «Большая перемена», опубликованной в № 1 (7) «ВП» от 29 января. Как только не изощряется «эксперт», пытаясь убедить читателей в несостоятельности своих конкурентов. Дескать, и финансовые обороты у них таковы, что денег хватает на зарплату только одного директора, и счета они в целях экономии не запечатывают в конверты, и приём населения не ведут, и много чего другого не делают. И они правы! Из всех управляющих компаний города Шуи только УК ЖКХ позволяет себе жить на широкую ногу: платит не одному только директору, а ещё и четырём десяткам управленцев, в подмогу им выпускает и разбрасывает по поч-товым ящикам агитационный листок «Встречное предложение». И вся эта ударная мощь направлена не на конкретную работу по обслуживанию домов, а на то, чтобы убеждать жителей, как всё плохо у конкурентов.

Более того, время от времени УК ЖКХ позволяет себе и менее цивилизованные приёмы борьбы за место под солнцем. Достаточно вспомнить историю с двойными квитанциями, которые потрепали нервы жителям домов, уже перешедшим в другие управляющие компании, или откровенное запугивание тех, кто ещё только собирается это сделать. Но, несмотря на уловки и даже откровенно чёрные технологии, получатели услуг УК ЖКХ продолжают голосовать против самой большой компании города наиболее доступным способом — ногами — и всё чаще переходят в другие УК. Такие, которые не страдают амбициями и гигантоманией, но внимательнее относятся к людям.

Жители защищаются, как могут

О реальном положении дел в самой УК ЖКХ пусть судят читатели. Наша задача — привести только факты, с которыми мы столкнулись, проверяя обращения жителей. Итак, несмотря на солидный штат офисных сотрудников, работу с населением УК ЖКХ ведёт, мягко говоря, не должным образом. Дозвониться до УК ЖКХ нелегко. Получить консультацию или вызвать представителя компании для составления акта по коммунальной проблеме — тоже. Чем же занимаются 38 (по данным на конец 2012 года) управленцев компании? Сложно сказать. В последние месяцы на запросы и звонки редакции «Местный спрос» ни менеджеры по работе с населением, ни уж тем более генеральный директор не отвечают. «Я комментарии не даю», — звучит каждый раз в ответ, когда пытаешься абсолютно законным способом получить достоверную информацию не любопытства ради, а исключительно с целью помочь обратившимся к нам людям. Вероятно, сотрудники предприятия выпускают очередной номер «Встречного предложения», чтобы рассказать, какие они молодцы. Тут уж, как говорится, не до комментариев. Вот потому заставить коммунальщиков выполнить то, что им не хочется, но положено по закону, вообще проблема, которую порой без силового воздействия не решишь. Примеров не счесть. Жительница 1-й Восточной улицы Нина Леонидовна Кузнецова, мама ребёнка-инвалида, вынуждена была написать заявление в прокуратуру, потому что с середины 2013 года не может дождаться установки пандуса на лестничной клетке. Руководитель УК ЖКХ Надежда Волкова, правда, письменно пообещала помочь, но воз и ныне там.

Другой житель МКД обратился к прокурору по поводу протечек кровли, которые не устранялись УК ЖКХ несмотря на неоднократные обращения. По результатам проверки жалобы пожилого человека генеральный директор ОАО «УК ЖКХ г. Шуи» был привлечён к административной ответственности в виде штрафа. В ходе другой прокурорской проверки выявлен факт необоснованного обогащения управляющей компании ЖКХ, возникшее из-за отказа сделать перерасчёт платы за потребление электроэнергии. В прошлом году УК ЖКХ привлечена к административной ответственности в виде штрафа за то, что допустила загрязнение канализационными стоками, строительным и бытовым мусором подвального помещения под вторым подъездом дома № 3 на 1-й Красноказарменной улице. В марте того же года прокурор отстоял права нанимателя жилого помещения МКД, которому УК ЖКХ необоснованно предъявила счета по оплате услуги «текущий ремонт кровли».

И таких примеров множество. Шуйским городским судом Ивановской области в период с сентября 2010 года по настоящее время рассмотрено около ста дел, по которым ОАО «УК ЖКХ г. Шуи» выступало в качестве ответчика. И обратившихся за защитой граждан было бы гораздо больше, если бы наши люди имели привычку ходить по судам. Судятся только те, кого уже реально допекли, потому что наши люди терпят до последнего.

Обыкновенная история

В 2013 году жители одноподъездного дома № 67 по 1-й Нагорной улице, прочитав отчёт УК ЖКХ о результатах управления своим домом за 2012 год, с удивлением обнаружили, что живут они в доме с двумя подъездами. «И когда только выстроить успели?», — смеялись жители, глядя то на цифру «2» в отчёте, то на свой единственный подъезд. Удивила людей и стоимость оказанных жителям услуг — 34 тысячи 502 рубля. Содержание и текущий ремонт дома были оценены в 26 тысяч 249 рублей. «О каких работах идёт речь? — возмущается жительница дома Ольга. — Их не было! Сырость и дыра в единственном подъезде около общедомового электросчётчика, покосившиеся двери, некрашеный фасад. Складывается впечатление, что сотрудники УК составляют отчёты с потолка, не зная вообще, о каком доме идёт речь. Чтобы напомнить им о том, как выглядит наш дом, присылаю фотографию и прошу дать ответ, на что потрачены деньги».

Полученное от Надеждой Волковой, тогда ещё заместителя генерального директора ОАО «УК ЖКХ г. Шуи», письмо с запросом нашей редакции по дому на Нагорной не столько разъяснило, сколько запутало жителей. Ведь если верить Надежде Александровне, за что только мы не платим! Судите сами: за управление домом и его содержание, услуги паспортной службы, услуги по приёму платежей (банк), оплата осмотров общего имущества, ежемесячное снятие показаний с общедомового прибора учёта электрической энергии, уборка контейнерной площадки, обслуживание ВДГО, услуги аварийно-ремонтной службы, техническое сопровождение, технический надзор, мониторинг, диспетчеризация. А ещё сбор, вывоз, захоронение ТБО и ЖБО. Да за такую обширную деятельность по управлению жители ещё и должны останутся! Вот только непонятно: если в доме один подъезд, а в отчёте УК фигурирует два, то кто кому должен?

Крупнейшая УК в Шуе — супер-банкрот

То, что в отчётах и в деятельности УК ЖКХ не всё, скажем так, корректно, смекнули не только рядовые потребители услуг, но и доказали местные контролирующие органы. Очевидно это стало и для организаторов конкурсов по отбору управляющих компаний. Как следует из опубликованной на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, в январе 2014 года ОАО «УК ЖКХ г. Шуи» не было допущено к участию в конкурсе по отбору управляющей компании для управления новым многоквартирным домом № 6 по переулку Фабричному. Причина — кредиторская задолженность за последний завершённый отчётный период в размере выше 70% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчётности. По сути, УК ЖКХ совершенно официально признана неэффективной компанией и отклонена как недобросовестная. Насколько неэффективной? К сожалению, данными по балансу и результатам производственно-хозяйственной деятельности УК ЖКХ за 2013 год мы не располагаем (они ещё не обнародованы), а потому точную цифру кредиторской задолженности на сегодняшний день мы не назовём. Однако предположить, «сколько же это в рублях», опираясь на данные 2011-2012 годов, приблизительно можно.

Так, в годовом отчёте ОАО «УК ЖКХ» за 2012 год, утверждённом общим собранием акционеров общества, общая кредиторская задолженность общества составляет 22 миллиона 611 тысяч рублей. В списке компаний, которым задолжала УК ЖКХ столь приличную сумму, 11 наименований. Удивительно, как, имея долг в 20 с лишним миллионов руб-

лей, УК ЖКХ умудряется считать себя эффективным управленцем! И это притом, что стоимость основных средств компании на 31.12.12 г. с учётом амортизации составляет 28 тысяч. Столько стоит пара поношенных компьютеров. Это всё имущество самой крупной компании в городе. И это ещё помимо прямых убытков УК ЖКХ в сумме почти 4-х миллионов рублей, выявленных в 2012 году ивановским аудитором при проверке хозяйственной деятельности компании. Интересно, что прямые убытки компании, в сравнении с предыдущим отчётным периодом, выросли. По данным аудиторской проверки, на 31.12.11 г. убыток составил 1 миллион 588 тысяч рублей. То есть более чем в два раза! И эти четыре миллиона за 2012 год — не потерянные деньги компании, а профуканные (извиняюсь за выражение) деньги жителей. Почему-то, маленькие, с точки зрения УК ЖКХ, управляющие компании работают без убытков. И здесь вновь хочется вспомнить выпускаемый УК ЖКХ боевой листок. Делать газету на деньги жителей нельзя, своих средств у компании, как мы убедились, нет. А стоит такое удовольствие, по самым грубым подсчётам, несколько десятков тысяч рублей в месяц. Откуда же деньги, Зин? Кажется, так спрашивал известный персонаж Высоцкого. Отвечать на этот очень занятный вопрос мы не будем. Это сфера не нашей компетенции. На то есть соответствующие органы.

Великий исход

Конкуренция, как принято считать, в любой сфере: торговле, производстве, сфере услуг — способна придать импульс к развитию. Наверное, так оно и есть. Вот только с коммунальным рынком всё сложнее. Самая большая управляющая компания в городе Шуе создавалась практически сверху, а потому сразу заняла монопольное положение в сфере управления МКД. Нескольких лет бесконтрольной и скандальной деятельности УК ЖКХ хватило, чтобы вызвать негатив со стороны жителей города, недовольных качеством услуг. В ответ на народные нужды стали появляться альтернативные управляющие компании, давая возможность собственникам жилья выбрать ту, которая их устраивала по большему числу параметров. Однако вместо того, чтобы сгруппироваться и предложить жителям более высокое качество, монополист занялся гонением на конкурентов. Действуя как слон в посудной лавке, УК ЖКХ просто-таки разгоняло людей, которые массово, целыми домами стали переходить под управление других компаний. И этот процесс великого исхода продолжается. В Шуе сегодня уже несколько управляющих компаний, и без работы ни одна из них не остаётся. Что, в общем, неплохо. Жители имеют возможность выбора, управляющие компании в условиях конкуренции стараются не ударить в грязь лицом перед потребителем, город получает налоги. Вот только УК ЖКХ спит и видит, как сохранить хотя бы то, что она имеет. Вернуть уплывшие в другие компании дома, конечно, нереально. Всё рвение бывшего монополиста направлено на то, чтобы ещё какое-то время продержаться на той территории, которую он сегодня худо-бедно, но окучивает.

От 25 Февраля 2014 года Ирина КЛИННИКОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий