Мэры встраиваются в «вертикаль»?
Указ о критериях оценки эффективности деятельности глав муниципалитетов, как утверждают российские СМИ, будет подписан после инаугурации Дмитрия Медведева.
Президентским указом предполагается утвердить около 30 критериев, по которым ежегодно будет оцениваться работа глав муниципальных районов и городских округов. Критерии охватят все сферы работы местных властей – от уровня развития образования и здравоохранения, обеспеченности населения жильём до развития малого и среднего бизнеса. Важным показателем станет расчёт эффективности расходования бюджетных средств. Словом, общефедеральная «вертикаль» дает центру новые механизмы контроля над ситуацией в регионах и заметно расширит «коридор возможностей» для административного давления на мэров. Конечно, говорить о том, как повлияет новая система оценки работы муниципальных глав на эффективность управления, преждевременно. Однако кое-какие предположения сделать можно. «МС» поинтересовался отношением к правительственной инициативе депутатов Думы г.о. Шуя.
Дмитрий Платонов, председатель комитета по вопросам законности и местного самоуправления:
– Не стоит забывать, что большая часть бюджетов муниципальных образований является дотационной. И поэтому, сколько у нас денег заберут в качестве налогов, и сколько потом в качестве субвенций и субсидий дадут нам в итоге, и будет определять эффективность работы мэра. Пример позапрошлого года: в Шуе было собрано налогов на 1 миллиард 200 миллионов рублей, а нам оставили где-то 200 миллионов. Кроме того, не стоит забывать ещё и хартию местного самоуправления, которая гласит, что непосредственно главы городов, а также депутаты представительных органов власти должны выбираться населением на равных, всеобщих выборах, и никакого назначения здесь быть не может. «Вертикаль власти» уже «прошлась» у нас по губернаторам. Теперь хотят «дойти» до мэров, потом, может, и до депутатов. Мне кажется, до хорошего это не доведет, потому что всё-таки люди должны выбирать свою власть на местном уровне, чтобы могли с неё спрашивать.
Евгений Корзенев, председатель Думы г.о. Шуя:
– Я довольно давно занимаюсь местным самоуправлением и могу только сказать одно – Европейская хартия о местном самоуправлении, Конституция РФ, 131-й федеральный закон подобной практики не имеют. Там есть чётко прописанные моменты, когда всенародно избранный глава местного самоуправления может быть отстранён от должности. Я полагаю, что всё-таки на сегодняшний день речь, наверное, будет вестись немножко в другом направлении. Предполагается, что будет изменена система управления муниципальной властью в целом – всенародно избранный глава местного самоуправления будет как бы лицом, входящим в представительный орган местного самоуправления и возглавляющим его. А вот к главам администраций непосредственно исполнительной власти такая практика там вполне приемлема. Потому что, помимо вопросов местного самоуправления, главы исполнительной власти выполняют часть полномочий, которые им делегированы на уровне федеральном и региональном. Поэтому при назначении (именно назначении) и заключении контракта с представительным органом власти главе исполнительной власти предусматривается, что контракт данное лицо заключает с двумя субъектами. В данном случае, с представительным органом местного самоуправления в лице главы местного самоуправления – на выполнение полномочий местного самоуправления, и с губернатором области – на выполнение федеральных полномочий. В таких местах, где введена эта практика разделения исполнительной и представительной власти на две, так сказать, полноправных ветви, в состав комиссии по отбору лица на должность главы исполнительной власти на паритетных началах входят представители органов местного самоуправления и представители федеральной власти. Вот тогда подобная практика возможна. Хотя я не думаю, что «страшилка» по поводу отстранения мэра от должности путём рейтинга сегодня кого-то стимулирует.