year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Как шуяне в Святую землю пешком ходили - «Местный спрос»

Как шуяне в Святую землю пешком ходили

Почти год семеро жителей села Пустошь провели в дороге.

Как шуяне в Святую землю пешком ходили

Житель села Пустошь Шуйского уезда Алексей Лаврович Корзенёв, а было это ещё до Первой мировой войны, собрался с супружницей своей Клавдией Константиновной и некоторыми односельчанами совершить паломничество во Святую землю – на Голгофу подняться, гробу Господнему поклониться. Деньги два года копили. И однажды погожим днём, дав наказы всем домашним, пошли они в Шую, чтобы сесть на поезд до Новок и отправиться дальше в путь. Это был единственный отрезок дороги, который паломники ехали. Через Ковров до Владимира добрались относительно быстро, всего за 4 дня. В губернском Владимире, естественно, в собор зашли, помолились, свечи поставили. Настоятель, узнав, куда путь держат, благословил. До Тулы тоже дошли без проблем. Потом путь их лежал в Курск и Белгород. На Украине случились небольшие трудности. Уже тогда косо смотрели местные жители на москалей — даже за воду из колодца деньги требовали.

Однако хороших людей встречали Алексей Лаврович и его товарищи значительно чаще. В Киево-Печерской лавре задержались шуяне на три дня. Святым мощам поклонились, свечи поставили, помолились, в порядок себя привели — ушили, заштопали, что смогли, сапоги подтачали, лапти сменили, провизией запаслись, всё же второй месяц в пути. В Ростове-на-Дону основательно вяленой рыбкой запаслись. Только в кубанских степях тяжко пришлось. Дров, чтобы костёр развести, пищу сготовить да согреться ночью, в степи бескрайней не сыщешь. Куст срубили, а он хозяйский оказался. Чтобы вину загладить да с урядником не встречаться, пришлось за эти три сухих сучка казанок отдать да кольцо серебряное.

В Грузии тоже немного пришлось задержаться. Работёнку по плотницкой части предложили. Неделю времени потеряли, зато отъелись, передохнули. Бог миловал — хворей не было. Разбитые в кровь ступни не в счёт. Сапоги хромовые больше не берегли и на плече не несли — горный край всё-таки, осколки скал острые. На турецкой границе всё же случилась проблема. Турки подумали, что группа Алексея Лавровича — это армяне, и схватились за ножи. Пришлось умываться и показывать янычарам свои чисто славянские физиономии, чтобы конфликта не вышло.

В Дамаске питались одними фруктами. И дорвались, что называется… С толчка трое суток все семеро не сходили. Однако молитва во исцеление да крепкий отвар ольховых шишек (видимо, не зря с собой взяли) поставили на ноги. А уж оттуда до Иордана рукой подать…

Храм Воскресения Христова поразил воображение шуян. Куда делась усталость четырёхмесячного пути, слабость от скудного питания и ссадины на теле повсеместно! То ли от климата сухого, то ли по воле Божьей, то ли от купания в солёном море Галилейском, на второй день пребывания в Иерусалиме все язвочки исчезли, а все ссадины зарубцевались. Неделю паломники провели в молитвах праведных, не замечая хода времени. Одно осознание того, что ступаешь по камням, по которым Христос ходил, придавало силы. А когда, узнав, что шуйские они, то есть из того города, где храм на храме, пригласили их в православную миссию на трапезу, счастью не было предела.

... Обратный путь был немного иной: из Ростова сквозь степи до Царицына, а там вдоль берега Волги до родных краёв. Почти год дома не были. И было им невдомёк, что всего через несколько лет не будет у них ни хозяйства, ни денег, да и страны не будет. Останется у них лишь вера. Наша. Православная.

Как тут не вспомнить всемирно известного Достоевского! «С самого Крещения земли Русской, — писал Фёдор Михайлович, — начали устремляться из неё паломники во святые земли, ко Гробу Господню… такова русская черта, что покаянные подвиги хождения ко святым местам народ издревле высоко ценил. Сердцем его всегда влекло туда, — черта историческая».

С утверждением великого писателя трудно спорить, да и можно ли: и по сей день сотни тысяч россиян ежегодно отправляются в паломничество на поклонение святыням. Но времена меняются, и всё труднее нам, изнеженным цивилизацией людям, быть паломниками. Ведь поклонение святыне — это огромный труд, когда нужно перетерпеть не только лишения во время пути, но и преодолеть в себе чисто духовные соблазны нашей грешной жизни…

Владимир БАБАЙКИН. Автор благодарит жительницу Шуи Людмилу Александровну Коргунову, бывшего учителя школы глухих, за помощь в подготовке материала.

От 17 Января 2014 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий