year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Интердоска против меловой - «Местный спрос»

Интердоска против меловой

Главные инструменты обучения уходят в прошлое, в школах активно внедряются современные технологии. Вот только никто не доказал, что они лучше прежних.

Интердоска против меловой

Одно из последних новшеств — интерактивная дос-ка — продолжает инициировать споры об эффективности её применения. По государственным образовательным стандартам использование на уроках интерактивных досок в начальных классах — требование обязательное. Это новшество устанавливают в российских школах повсеместно для того, чтобы, повысить активность учащихся и увеличить темп урока. Вот только наши дети от применения планшетов и компьютеров на уроках грамотнее не становятся, но это, видимо, мало кого волнует. Главное — успеть «за прогрессом». В то время, как мы, бездумно избавляясь от своего проверенного временем способа обучения, массово внедряем чужой опыт, Западная Европа начинает отказываться от повального применения интерактивных досок.

Игра как главный принцип обучения

Действительно ли мультимедийные средства, ориентированные в первую очередь на развитие «комикс-мышления», способствуют увеличению эффективности обучения детей? Способны ли новые технологии стать незаменимым помощником учителя в организации учебного процесса? Ответы на эти вопросы корреспондент «МС» искала в одной из школ города. Беседа проходила в кабинете начального класса школы № 2. Виктория Александровна Сливина, учитель 2 класса, рассказала о том, как грамотно использовать потенциал интерактивной доски и не навредить при этом здоровью детей.

— Шагая в ногу со временем,  — рассказывает Виктория Александровна, — мы, начиная с первого класса, обучаем деток основам информатики. Безусловно, в этом аспекте интерактивные доски становятся основным помощником. За год обучения мои ученики стали уверенно разбираться в обозначениях и «иконках», с помощью которых выполняются определённые действия на экране. Интерактивная доска помогает реализовать основной принцип обучения в начальной школе — обучение через игру. Играть с наглядными картинками, двигающимися и говорящими элементами интересно и занимательно. Не случайно вырастает лес рук, когда на уроке включается экран, и класс «просыпается». Ребенок у доски, вставляя пропущенные буквы в словах и предложениях или математические знаки и цифры в примерах, работая с геометрическими фигурами, быстро и наглядно решает поставленную перед ним задачу. Порой не учитель, а живая доска указывает на его ошибки. Здесь уже включается метод самоконтроля. Интерактивную доску удобно использовать для тестирования, демонстрации поэтапных заданий на уроках технологии, когда малыши образно представляют конечный результат предстоящей работы, которые они должны выполнить. На уроках чтения учащиеся с удовольствием слушают в исполнении популярных артистов литературные произведения.

Интерактивная доска, исходя из опыта, может стать неплохим помощником учителю в подборе индивидуальных заданий, помогает в предъявлении нового материала, таблицы, карты. С картой, изображенной на экране, работать удобно — можно наносить или убирать обозначения. Однако всегда следует помнить, что время использования интерактивной доски регламентируется санитарными нормами. Не более 5 минут на уроке и 15 минут в день — обязательные ограничения для сохранения зрения учащихся. Эффективность использования интерактивных досок зависит от чётко поставленных задач на уроке. Не обязательно их использовать постоянно. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения, являясь одним из элементов разнообразия демонстрационных материалов.

Обучение — это не развлекательное шоу

О том, что интерактивные доски негативно влияют на зрение учителя и учеников, в СМИ говорят много и открыто. Доказано, что свет, исходящий в лицо от проектора, опасно травмирует клетчатку глаз, а яркость экрана быстро утомляет их. Не зря, надо полагать, проводятся проверочные работы на определение уровня радиации и магнитных полей, идущих от интерактивных досок. Возможно, зарубежные коллеги отказываются от повального применения интерактивных досок, заботясь о здоровье детей? Быть может, возврат к хорошо забытому старому позволит исправить недостатки нашей образовательной системы? Об этом мы беседуем с преподавателем медицинского колледжа, который недавно вернулся из Германии. В одной из немецких школ Павел Васильевич Крупин проходил курсы повышения квалификации по иностранным языкам.

— Во время курсов мне посчастливилось не только теоретически познакомиться с методикой преподавания предметов, — говорит Павел Крупин, — но и вести уроки. Я преподавал английский, историю и географию на немецком языке. Первое, что меня поразило — это применение в образовательном процессе лучших традиций советской школы. Иногда мне казалось, что я нахожусь на уроках своего детства. На партах учеников — учебник, тетради и ручки. Бич современной школьной дисциплины — мобильные телефоны — отсутствуют. Основной принцип обучения строится на приоритете воспитания как основе образования: сначала воспитываем, потом учим. По старой советской системе строится объяснение нового материала. На первом этапе (около 20 минут) идёт объяснение в режиме диалога. Учителя пользуются обычной доской, на которой пишут мелом, стирают тряпкой или рукой — не в этом суть. Цель работы — живое общение. Далее новый материал наглядно демонстрируется посредством обычного проектора на экран. В заключение учитель диктует основные положения материала, ученики записывают под диктовку в тетрадь, при этом опоры текста выводятся на экране телевизора, висящего над доской. Таким образом, новый материал прокручивается не менее трёх раз. Его объём незначительный, темп урока обычный. О скорости никто и не думает. Дети работают, пишут, думают, анализируют, читают. К концу урока учитель убеждается, что материал понят всеми учащимися. Эффективность усвоения знаний обусловлена, прежде всего, заинтересованностью учеников в учёбе. Тех, кто не хочет учиться, здесь не учат. Но с первого класса ученик знает, что без знаний обеспечить будущее себе и своим детям ему будет невозможно.

Очень показателен опрос домашних заданий: не ответивший на вопрос учителя школьник не садится на своё место до тех пор, пока не ответит правильно. Отсюда и уважение к учителю, и престиж знаний. Обучение — дело серьёзное, поэтому немецкие учителя не подменяют «скучное», как у нас иной раз говорят, чтение бумажных учебников, конспектирование, записи под диктовку развлекательными шоу. Мне приятно было видеть, что обучение иностранных языков проходит в лучших традициях той системы образования, в которой учился я и которую применяю на своих занятиях сегодня. Кстати, немецкие коллеги были удивлены высочайшим уровнем владения иностранными языками наших учителей в моём лице. Полагаю, что в этом направлении: применяя лучшие традиции советской школы, мне и следует работать дальше.

От 14 Января 2014 года Тему изучала Любовь СМИРНОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий