year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Восток – дело тонкое - «Местный спрос»

Восток – дело тонкое

Публикация Надежды Нужиной в прошлом номере «МС» оказалась настолько проблемной, что с ходу вызвала отклики. Посчитав, что тема столь широко распространившихся восточных танцев не только интересна, но и важна – хотя бы из патриотических соображений, «МС» не только предоставляет газетную площадь персонажам возникшего конфликта на «культурной почве», но и предлагает всем желающим включиться в дискуссию и высказать свою точку зрения. Ждем ваших откликов!

Танцы маленькой восточной принцессы

1 марта в ГДК прошло танцевальное шоу «Шуя в ритме танца». 11 марта в «МС» вышла статья Надежды Нужиной, где она критично отозвалась о детском коллективе восточного танца «Ассорти». Она назвала наших деток «юными обольстительницами», «позволила себе» задать вопрос: «Зачем учить этому, в основе своей интимному искусству в столь раннем возрасте?».

Интерес к танцу живота в России растет с невероятной скоростью. Конечно, все новое во все времена воспринималось всегда неоднозначно. В крупных городах все пересуды насчет того, стоит ли ребенку заниматься восточным танцем, уже остались позади. Но поскольку для нашей Шуи данное направление ново, многие авторы статей критически отзываются о занятиях детей восточным танцем. Мне очень жаль, что таким образом они показывают полную безграмотность в вопросах современной хореографии. Кто дал право оскорблять наших деток отзывами типа «интимное искусство», «юные обольстительницы» – как глупо и безнравственно! Как может музыковед написать статью о танцах! Может, она и разбирается в музыке, но причем здесь танцы? Я же, как хореограф, не пишу статьи о музыкальных конкурсах! Вообще, я считаю, если человек далек от искусства, ничего сам не творит и не создает, его удел – критиковать других. А у творческих людей нет времени на подобного рода занятия.

Я не буду писать об истории восточного танца и уходить в философию. Я бы хотела остановиться именно на особенностях преподавания танца живота для детей. Существует в России общероссийская танцевальная организация, которая является частью всемирной. Около семи лет ОРТО успешно проводит всероссийские и международные конкурсы и фестивали. Уже миллионы детей во всем мире постигают азы восточного танца, поскольку это именно конкурсный и сценический танец, как и многие другие виды танца. Многие родители предпочли именно этот вид танца. Наверно, если бы они считали это неприличным или чем-то «интимным», то отдали бы своего ребенка на бальные или народные танцы.

В чем же особенность занятий восточным танцем с детьми? Наваливать на малышек все, что существует в восточном танце, я считаю, аморально. Где-то до 13 лет танец для них – это игра. Игра в принцесс, фей, цветочки и так далее. Мы создаем образы: танцуем, как медвежонок, как птичка, облачко, уходя от чувственного женского танца. Я выбираю для них музыку, в которой не говорится о чем-то сексуальном. Танцы мы делаем шутливые, игривые, танцуем в закрытых топах, с тросточками, с платочками. Я не включаю в танец движения, которые смотрятся на маленьких девочках странно и нелепо. Ничего, что вызывало бы у зрителя чувство, что танцует женщина, наши детки не показывают на сцене. Мы ставим по-детски кокетливые танцы маленькой восточной принцессы, а не «Звезды гарема». Чувство, что танец интимный и эротический, приходит в голову извращенным людям, далеким от танцевального искусства, живущим «по-старинке». Как может ребенок передать «интимные» чувства, если он и слов таких не знает и, тем более, что его этому и не учат. И вообще, каждое направление можно довести до абсурда. Можно увидеть интим и в бальных танцах, когда маленькая девочка прижимается к мальчику. Кстати, в бальных танцах, среди так называемых «трюков» в самбе, есть тряска грудью, а в джайве трясут «пятой точкой». Короткие юбки, оголенная спина, партнер, те же самые «голые пупочки»… Что вы на это скажите? Автор статьи из-за своей неквалифицированности в танцевальном искусстве пишет, что «детям гораздо ближе и понятнее зрелищность и богатая костюмированность бальных танцев». И чем же она понятней? Многие девочки не хотят заниматься бальными танцами именно потому, что надо танцевать с мальчиком. Да и восток гораздо зрелищнее, и по костюмам с ним не сравнится ни одно танцевальное направление. Все наши костюмы расшиты вручную мастерами и оформлены профессиональными камнями. Вообще, раньше было постыдным танцевать вальс с мужчиной. Но времена меняются. Мы живем в современном мире. Развиваются все новые танцевальные направления.

Я недаром назвала восточный танец искусством. Действительно, в России танец живота становится настоящим сценическим искусством. Российские хореографы ставят уникальные театрализованные восточные представления. Восточный танец, скорее, призван вызывать радость, а не сексуальное влечение. Я не учу детей искусству обольщения мужчин. Я развиваю в детях пластику, чувство ритма, эмоциональность. Мы занимаемся и классикой. Работаем над красивой осанкой, выворотностью, растяжкой, тренируем вестибулярный аппарат, включая в номера красивые вращения и повороты.

Ивлева Анастасия Александровна. Закончила хореографическое отделение детской школы искусств (г. Норильск) и историко-филологический факультет ШГПУ, участница ансамбля «Калинушка». Победительница и участница российских и международных конкурсов по восточным танцам. Прошла обучение в мастер-классе по восточным танцам.

Напишите лучше статью о сегодняшних детях, которые расхаживают по улице с сигаретами, ругаются матом и пьют пиво. А какие они смотрят мультфильмы, сериалы, передачи, типа «Дом 2»? Не аморально ли это? Если дело только в целомудренности, то это вопрос воспитания, и танец живота вряд ли изменит установки, привитые родителями. Родители деток, которые занимаются в нашей школе, да и просто все мои знакомые пришли в ужас от безграмотности и бестактности автора статьи. У бабушек поднялось давление. А ребятишки спрашивают у меня: «Что такое «интимное искусство» и «юные обольстительницы»? Это значит, мы плохо выступали?» Что ответить деткам на этот вопрос, уважаемый музыковед? Хотелось бы сказать несколько слов в защиту авторов композиции «Фламенко». Автор статьи, совершенно далекий от занятий фитнесом, не знает, что это разновидность танцевальной фитнес-тренировки, а не танец фламенко в чистом виде.

В целом, шоу «Шуя в ритме танца» удалось. На сцене выступали хоть и непрофессиональные коллективы, но очень творческие и интересные. Для нашего небольшого городка замечательно то, что появляются новые направления. Зачем же прямо за кулисами или во всеуслышание кричать: «Как надоел восток! Все заполонил!». Какой некультурный и нетворческий подход! Занимайтесь своим делом (музыкой, другими видами танца), вас никто не трогает! А мы будем работать с детками, учить их красивому восточному танцу, участвовать во всероссийских и международных конкурсах, потому что это нравится детям, их родителям и, конечно, зрителю.

Ивлева Анастасия, хореограф

Об этом нужно говорить!

Так значит, в крупных городах все пересуды по восточным танцам уже позади? А мы в Шуе только начинаем дискутировать? Вот и прекрасно! Давайте подискутируем, ведь надо же догонять!

Восточный танец в России, уважаемая Настя, далеко не новое направление. Но что такое новое? Это, говорят, хорошо забытое старое. Так получилось и с восточным танцем. Вы имеете представление об операх М. Глинки «Руслан и Людмила», М. Бородина «Князь Игорь», А. Рубинштейна «Демон», о балетах Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», А. Хачатуряна «Гаянэ» и многих других произведениях, в которых Восток представлен множеством танцев? А «Тамара» и «Ислалей» М. Балакирева, «Шехерезада» А. Римского-Корсакова, «В Средней Азии» М. Бородина вам что-нибудь говорят? Ориентализм Востока – уже «пройденная» страница русского искусства. Нет надобности множить примеры, достаточно взять любой учебник по истории русской культуры.

Но открытие школы детского восточного танца – дело не менее тонкое, чем сам Восток. Познакомить детей, родителей с историей восточного танца – прямая обязанность педагогов. А вы говорите, что не хотите писать об истории восточного танца и «уходить в философию», когда «речь идет о детском восточном танце». Нет, Анастасия, об этом нужно говорить! Сделаем это за вас.

Историки, наверное, долго будут спорить, кто является прародителем этого вида танца – странствующие кочевники или представители религиозных культов, но все сходятся во мнении, что наибольшее распространение и развитие он получил, благодаря арабским женщинам, а точнее – прелестным черноглазым сокровищам гаремов. Как известно, покинуть гарем наложница не могла. И ей приходилось налаживать жизнь на месте, находя смысл в соперничестве с себе подобными. Приходилось завоевывать повелителя любым способом. А как даме с ограниченным кругозором и свободой завладеть сердцем мужчины? Только красотой, сексуальными танцами, способностью воспроизводить достойных наследников и при этом оставаться грациозной, как газель. Вот тут в танец и начали проникать движения с сексуально-обольщающим подтекстом, превращаясь в танец-соблазн.

Вы пишите, что с каждым годом растет количество детей на конкурсах восточных танцев, поскольку «это именно конкурсный и сценический танец, как и другие виды танца». Мне приходится принимать участие в международных и российских конкурсах и фестивалях в качестве концертмейстера, оформлять заявки. Положения изучаются нами досконально, а номинация «хореография» мне близка и по профессиональным интересам. В юности я серьезно занималась хореографией, в том числе и на пуантах, и одно время преподавала хореографию в детской школе искусств. Поэтому, просмотрев материалы 2007 года, таких, как «Золотое кольцо» во Владимире, «Летняя магия» в Анапе, «Открытая Европа» в Москве, смею утверждать, что восточного танца, как отдельной номинации, не существует! Народные, современные, эстрадные и классические танцы – вот основной жанровый перечень. Другое дело, что, как вы говорите, «в России существует официальная танцевальная организация восточных танцев, которая успешно проводит конкурсы и фестивали». Различных общественных организаций, движений и фондов сейчас видимо-невидимо в области культуры, экологии, экономики, других сфер общественной деятельности. Перечислим лишь некоторые: ассоциация «За дружбу народов», движение «Сотрудничество народов во имя жизни», фонд культуры народов Востока «Лотос», «Исламский культурный центр». А уж фестивалей сколько! Только участвуй! Но цели и задачи любого фестиваля, прописанные в положении, должны быть (!) донесены до сведения родителей. Не секрет, что объединения по вероисповеданию, в частности, исламские организации, проводят большую культурно-массовую работу, и особенно активную – среди русского населения. Но вернемся к нашим баранам.

«Вообще, – утверждает Анастасия, – каждое направление можно довести до абсурда. Можно увидеть интим и в бальных танцах, когда маленькая девочка прижимается к мальчику. Кстати, в бальных танцах среди так называемых «трюков» в самбе есть тряска грудью… а в джайве трясут «пятой точкой… Что вы на это скажете?»

Я скажу на это: объяснять надо, уважаемый педагог, ЧТО танцевать, КАК танцевать и ПОЧЕМУ. Брейк, хип-хоп, рейв и степ – это так называемые уличные танцы; самба, румба – латиноамериканские карнавальные, равно как и восточные – гаремные. И у каждого танца – своя история создания, свои средства выразительности. Свобода выбора – великое достижение нашей цивилизации, но и на пачках сигарет пишут, что курение опасно для здоровья.

«Хотелось бы, – далее пишите вы, – сказать несколько слов в защиту авторов композиции «Фламенко»… то, что танцевали девчонки – это разновидность фитнес-тренировки, а не танец фламенко в чистом виде». Надо быть честнее, уважаемые создатели спортивных танцев, придумывая им название. «В стиле фламенко», «Под фламенко» – и претензий не будет. Или выпускницам филфаков, новоявленным «хореографам» трудно подобрать нужные слова? Кстати, профессиональные квалификации, в том числе и такую, как хореограф, присваивают не курсы и мастер-классы (они только подтверждают, повышают, расширяют основную базовую квалификацию), а профессиональные учебные заведения!

Нужина Надежда Владимировна. Закончила консерваторию (г. Астрахань) по специальности «Музыковедение» с квалификацией «музыковед, преподаватель», преподавала хореографию в детской школе искусств города Юрьевца Ивановской области, прошла курсы повышения квалификации при Московской консерватории с присвоением квалификации «концертмейстер» первой категории. Активно участвует в российских и международных музыкальных конкурсах в качестве концертмейстера.

И, наконец, ваш пассаж: «Как может музыковед писать статью о танцах! Я же, как хореограф, не пишу статьи о музыкальных конкурсах и фестивалях! Вообще, я считаю, что если человек далек от искусства, ничего сам не творит и не создает, его удел – критиковать других. У творческих людей нет времени на подобные занятия».

«Грубо, зайчик, грубо!», как говаривал герой кинофильма «Ирония судьбы 2». «Далекий от искусства человек» имеет еженедельно несколько личных концертных выступлений, не говоря о выступлениях учеников, друзей и собственных детей. Со сцены, извиняюсь, не вылезаем.

Надежда НУЖИНА, музыковед

От 20 Марта 2008 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий