year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Водная магистраль шуйской земли - «Местный спрос»

Водная магистраль шуйской земли

Произносишь слово «Теза», и что-то родное сразу наполняет душу. Вспоминается путешествие вниз по реке на двухпалубном М-57.

Водная магистраль шуйской земли

Тихо плывешь, стоя на палубе, меж зеленых берегов, песчаных круч и пойменных лугов, где воздух так густо настаивается на аромате цветущих трав, что кружится голова. Быстрые перекаты сменяются тихими глубокими плесами и заводями, поросшими золотыми кувшинками, белыми, словно цветки лотоса, лилиями.

Сколько претерпела эта река! Помнит она и нашествия татар, и польских шляхтичей, и труды праведные предков наших. Была тогда Теза единственной дорогой, связывающей множество сел окрест.

Первые упоминания о судоходстве на Тезе относятся к 1614 году. Таскали бурлаки по реке тяжелые струги с товарами, вниз шли на веслах и под парусами. Везли товары из Шуи, Дунилова, Введенья во многие города и села Руси-матушки. В начале XVIII века судоходство по Тезе стало сокращаться из-за постройки на ней множества мельниц. Почти 100 лет шли споры между владельцами мельниц и сторонниками судоходства. Бурное развитие мануфактурной промышленности заставило поднять вопрос о возобновлении судоходства. И с 1834 по 1837 годы велось строительство пяти деревянных шлюзов. С 10 июля 1837 года по Тезе вновь открылось судоходство. Шлюзы живы и по сей день, правда, состояние их плачевно. А ведь это уникальные гидросооружения в нашей стране. Плывешь на верхней палубе, ветер обдувает лицо, под килем бурлит вода. Вот и Лихушино. В 1840 году здесь была усадьба Б. Пестеля, родного брата декабриста, которого царь именовал «злодеем, каких земля не видела». У семьи Пестелей усадьба в Лихушине была до 1870 года, а затем продана местному фабриканту Терентьеву.

Дальше, на высоком берегу, Ильинское. В старину оно называлось Телешово и принадлежало Ивану Грозному. В 1571 году Грозный подарил Телешово боярину Собакину — отцу своей третьей жены Марфы Собакиной. Ее трагическая судьба послужила сюжетом для оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». В XVIII веке один из потомков фамилии, Н. Собакин, был женат на дочери юрчаковского помещика Наталье Кашинцевой. Эта помещица за жестокое обращение с крестьянами получила прозвище Салтычиха. За малейшую провинность она наказывала крепостных железной лопатой. Задумав украсить усадьбу, Салтычиха велела своим крепостным вырыть пруд. Женщины и дети в подолах носили землю из котлована. Дно пруда было выложено камнем. Когда его заполнили водой, крестьяне говорили, что это не вода, а слезы детей и матерей. Доведенные до отчаяния жестокостью, крестьяне убили ненавистную Салтычиху, за что многие были сурово наказаны. В конце XIX века Собакины покинули Ильинское и поселились в Подмосковье. Ныне село входит в состав Семейкинской сельской администрации.

Еще пару-тройку километров вниз — и перед нами деревня Марково. О ней известно с XVII века. При Екатерине II места принадлежали братьям Пожарским. Один из братьев, любимец царицы Александр, попал в опалу и был сослан сюда лишь потому, что завистники подсунули ему мазь для лица, обезобразившую его. Александр построил красивый дом-усадьбу. После его смерти жена вышла замуж за бывшего владимирского губернатора князя Ивана Долгорукого. Он был поэтом и любителем искусства, создал один из первых в нашем крае частных театров, в котором играли крестьяне и члены его семейства.

Далее вниз по Тезе — Косячево, потом Клещевка. И вот уже видны строения Сергеевского монастыря, основанного в конце XIX века помещицей Шубиной. Само село Сергеево известно еще со времен польской интервенции. 2 июля 1897 года был заложен пятиглавый собор. После 1917 года монастырские земли перешли в ведение государства. На полях Сергеевского монастыря был открыт техникум механизации сельского хозяйства.

За Сергеевым реку перегораживает первый шлюз. Длина этого уникального гидросооружения 21,3 метра, ширина 4,26 метра. Перед корабликом медленно раскрываются деревянные шлюзовые ворота, журчит вода, и катер опускается. Позеленевшие бревна, прочные, словно камень, хранят свои истории о судоходстве на Тезе.

Именно таким и помнится путешествие по Тезе в конце 60-х. Теперь о такой водной экскурсии остается только мечтать. М-57, списанный по старости, еще много лет стоял на мели у парка культуры и отдыха. Хорошо бы нашлись желающие возродить былые прогулки по воде. От желающих отбоя бы не было…

От 1 Октября 2013 года Владимир БАБАЙКИН

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий