year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Почему птицы летят клином? - «Местный спрос»

Почему птицы летят клином?

О личном опыте домашнего воспитания и образования свидетельствует многодетная мама.

Почему птицы летят клином?

… Субботним вечером мама занимается на флейте, разучивая концерт Моцарта. Двухлетний ребёнок в этой же комнате строит пирамидку. Он слышит музыку и, решая свою «пирамидковую» задачу, параллельно непроизвольно запоминает музыкальный материал, оказывающий благотворное влияние на его физическое и психическое здоровье.

Или подсмотрим воскресную ситуацию: бабушка-музыкант готовит обед, у неё на кухне включен плейер с 5-й симфонией П. И. Чайковского. А мама с папой в комнате смотрят на компьютере запись вчерашнего концерта, в котором папа играл на валторне, а мама ему аккомпанировала. Трёхлетний ребёнок, показывая родителям свой рисунок, попутно слышит, как папа, оправдывая свой «кикс», раскрывает маме секреты сложнейшего искусства валторнового звукоизвлечения. Потом бежит к бабушке на кухню, показывает ей свой рисунок и… неожиданно для себя и бабушки узнаёт звучание валторны («игает ватолна?») в теме анданте. Не исключено, что следующий рисунок малыша будет связан с музыкальными впечатлениями.

Российская система общего и профессио-нального образования оказалась сегодня на краю пропасти. И учителя школ, и преподаватели вузов, и специалисты на производстве в один голос твердят: образовательный уровень, кругозор выпускников, абитуриентов крайне низок. Государственная власть отказывается давать бесплатное и всеобщее достойное образование своим маленьким гражданам. Нелёгкое бремя долголетнего воспитания и недешёвого образования полностью падает на родителей, на семью. И сегодня не остается ничего иного, как изучить опыт домашнего образования и использовать его.

Но вернемся к моему личному опыту. Воспитав в своей семье не одного профессионального музыканта, я видела, что ребёнок, взрослея, с помощью родителей учится ставить перед собой определённые учебные задачи и, выполняя их, работает с установкой, которая повышает результативность их выполнения. Например, установка написать музыкальный диктант с трёх раз («… и пойдем в гости!»), действительно, помогает сконцентрировать внимание и справиться с диктантом за три проигрывания. Постепенно происходит установка личности ребёнка на соответствующие профессиональные ценности. И восприятие, и внимание, и установка стимулируются мотивацией ребёнка принять участие, например, в семейном концерте. Или войти в состав семейного камерного ансамбля и поехать за границу на международный конкурс. Направленность мотивации связана с представлением об обучении как пути к осуществлению своего назначения в жизни: «Стать, как папа, солистом филармонии». Но порой связана и с внешними атрибутами обучения (оценками, получением аттестата, диплома лауреата, Гран-при, денежной премии и прочее).

В заключение хочется привести пример, использованный музыкантом М. Казиником на страницах газеты «Аргументы и факты» в подтверждение высокого уровня образования, в том числе домашнего, существовавшего когда-то в России:

– 1913 год. Ещё 4 года до 1917-го. 11-летняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии, обращается к дядюшке: «Что у вас написано в медальоне? Вы никому никогда не показываете эту надпись». «Пожалуйста, — дядюшка протягивает медальон. — Посмотри. Ты всё равно ничего не поймёшь». Девочка смотрит несколько минут на выгравированные на крышке четыре ноты. И вдруг кричит: «Знаю! Там написано «Я люблю вас». Вы представляете, как тогда учили девочек, если этот ребёнок к своим 11 годам умел петь ноты с листа, знал роман в стихах Пушкина и оперу Чайковского «Евгений Онегин» и смог вспомнить арию Ленского со словами «Я люблю вас, Ольга!»? Какую прививку от бездуховности ей сделали!

Сегодня наша страна копирует западную систему образования, и я, как многодетная мама, протестую против этого. Хорошо бы в первую очередь не забывать свою российскую систему образования, если она давала такие прекрасные результаты! Я свидетельствую, что современная 10-летняя девочка из музыкантской семьи в 2010 году мне пропела оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского всю наизусть, включая мелодизированные речитативы.

Как такое могло получиться? Отвечу вопросом на вопрос: почему птицы летят клином? Потому что так экономится энергия каждой последующей птицы. Воздух обтекает крылья таким образом, что за каждой птицей создаётся небольшая аэродинамическая подъёмная сила, облегчающая полёт. Поэтому каждая следующая птица летит несколько выше предыдущей. И чем ближе к концу построения находится птица, тем меньше энергии она затрачивает в полёте.

От 27 Августа 2013 года Надежда НУЖИНА, многодетная мама-музыковед.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий