year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Праздник единения - «Местный спрос»

Праздник единения

28 июля Шуя вместе со всей страной отмечала памятную дату – 1025-летие Крещения Руси.

Праздник единенияПраздник единенияПраздник единенияПраздник единения

Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси был учрежден три года назад. Дата — 28 июля — была выбрана неслучайно: в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, который выбрал для своего народа православную религию и способствовал распространению христианства на Руси.

Утром в Воскресенском кафед-ральном соборе было многолюдно — именно здесь начались торжественные мероприятия, посвященные юбилейной дате. Протоиерей Павел Пономарев, настоятель Тейковского кафедрального собора, в сослужении духовенства Шуйской епархии возглавил Божественную литургию, по окончании которой священнослужители и многочисленные прихожане храма совершили крестный ход к памятнику шуйским новомученикам. Здесь был отслужен молебен, посвященный 1025-летию Крещения Руси. А продолжились торжества по случаю большого праздника в городском Доме культуры.

С приветственным словом от владыки Никона, епископа Шуйского и Тейковского, к гостям праздника обратился протоиерей Павел Пономарев. «Более девяти столетий, — сказал он, — дух русского народа питался православной верой. С принятием христианства у нас возникла письменность, начали формироваться культурные традиции. Православие укрепило нашу государственность и национальное самосознание. В самые трудные моменты истории — на Чудском озере и Куликовом поле, в смутное время и на подступах к Москве — победа нашего народа наступала с укреплением веры. Государство наше не было бы таким сильным, если бы когда-то князь Владимир не принял православную веру, столетия хранящую наш народ».

Казалось бы, не так давно — в 1988 году — мы праздновали 1000-летие Крещения Руси. За четверть века страна пережила непростой исторический период. Но именно тогда, в кризисные 90-е годы, началось время духовного пробуждения, Россия смогла воспрянуть из тьмы 70-летнего послереволюционного безбожия. По сути, 1988-й год ознаменовал начало нового крещения нашего народа. Многие люди пошли тогда в храм без лозунгов и призывов, по велению сердца. За малый исторический срок — 25 лет — было восстановлено и построено столько храмов, сколько не было открыто ни за один предыдущий период. Восстановить всё, что было до революции, уже не удастся, но главное — оживают души людей. Православие обрело новую жизнь.

Мира и благополучия шуянам пожелала глава администрации города Наталья Корягина. Она сказала, что празднование 1025-летия Руси — еще один повод объединиться, пойти по пути духовного возрождения. Шую по праву можно считать центром духовности нашей области. А благодаря тому, что город стал центром епархии, уже заметны позитивные перемены как в его внешнем облике, так и в душах горожан.

Принятие христианства на Руси связано с именем великого князя Владимира. О его духовном облике и роли в истории нашего государства рассказал профессор ИвГУ С. М. Усманов. Воспетый в народных былинах защитник земли русской, князь оделял нуждающихся и больных, отказывался казнить преступников. Он построил много городов, не забывая при этом управлять страной и заботиться об укреплении государства. Для многих поколений он стал примером того, как надо гореть верой и служить Богу — всего себя отдавая своей стране. Наверное, за добрые дела вознаградил его Господь так, что еще 600 лет прямые потомки князя правили православной Русью.

Профессор Шуйского филиала ИвГУ Ю. А. Иванов рассказал о церковной жизни XIX-нач. XX веков в Шуйском уезде. Религиозная жизнь этого периода была четко структурированной и размеренной. В городе и округе действовало более 20 храмов. На крестные ходы в Шую съезжались тысячи верующих со всей губернии. Люди искренне верили в Бога, и вера их была глубокой. Иконы были в каждом доме. Православные традиции в городе были столь сильны, что неслучайно Ленин нанес удар по Церкви именно в Шуе.

С рассказом о духовной жизни на шуйской земле после празднования 1000-летия Крещения Руси выступил протоиерей Виктор Демидов. Духовная пустыня была в городе после революции. Действующими оставались только два храма, не было ни монастырей, ни православных школ. Возрождение началось только в 90-е годы, когда шаг за шагом начали оживать и островки духовности. Первым был восстановлен Воскресенский собор, почти одновременно с ним удалось возродить мужской Свято-Николо-Шартомский монастырь, женскую монашескую общину Свято-Успенского монастыря. В конце 90-х были открыты храм святых равноапостольных Петра и Павла, Покровский собор, Никольская церковь, храм Александра Невского, деревянная церковь в честь Успения Божией Матери на кладбище «Осиновая гора». В 2011 году возродились службы в Ильинском храме, а в 2013-м прошло первое богослужение в церкви Блаженной Ксении Петербургской. Спустя четверть века в Шуе действуют женский и мужской монастыри, 10 храмов в городе и 9 — в районе. Открыты православные приюты и школы. Всё это — доказательство того, что никакие исторические катаклизмы, никакие навязываемые идеи не смогут погубить в нас нашу веру — укрепляющую, спасительную, животворящую.

Владимир Путин, говоря о важности развития государственно-церковных отношений, отметил востребованность подвижнической, просветительской и социальной роли Русской православной церкви, а также ее миротворческие усилия в укреплении согласия и стабильности, в восстановлении исторических связей между народами и с соотечественниками за рубежом. Есть ли необходимость в партнерстве Церкви и государства, и чем могла бы помочь Церковь обществу, мы узнавали у шуян.

Отец Николай, настоятель храма Илии Пророка:

— Развитие государственно-церковного партнерства — это необходимость, которую сегодня осознают все. Государство у нас не духовное, а светское, поэтому и воспитательные функции оно утратило. Результат — налицо. А вот Церковь — высоконравственный воспитательный институт, и ее функция — формирование духовности. Если государство в таком вопросе, как воспитание, не опирается на Церковь, оно начинает хромать и шататься. Вот поэтому необходима совместная деятельность.

Ольга НЕСМИЯН, руководитель археологического клуба:

— Как историк, могу сказать, что Российское государство всегда было тесно связано с религией, и такое партнёрство имеет плюсы. Президент Путин закладывает основы идеологии в нашем государстве, поэтому он и обращается к религии. Церковь — это нравственность, она имеет воспитательные функции. Государство при этом должно оставаться светским, в то время как задача Церкви — формирование духовности в обществе.

Анна РЫЛОВА, преподаватель Шуйского филиала ИвГУ:

— Вопросу о взаимодейст-вии Церкви и государства для самой Церкви

настолько важен, что ему посвящен целый раздел в «Основах социальной концепции Русской православной церкви». В частности, в этом документе говорится о том, что «Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти». И я с этим согласна.

Спрашивала Тамара БЕЗМЕНОВА.

От 30 Июля 2013 года Лариса ПЕРЕПЁЛКИНА. Фото: Тамара БЕЗМЕНОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий