year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Нужна ли шуянам своя капуста? - «Местный спрос»

Нужна ли шуянам своя капуста?

Город не заинтересован в продукци местных производителей.

Нужна ли шуянам своя капуста? Недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное развитию тепличного хозяйства России. На совещании говорилось о том, что доля продукции отечественного производства в магазинах недопустимо мала. Импортные поставки свежих овощей достигают 70%. Особенности российского климата не позволяют выращивать овощи круглогодично, а импортная продукция далеко не всегда приемлема по цене и не всегда соответствует предъявляемым требованиям по качеству. Таким образом, большую часть года россияне нуждаются в продукции защищенного грунта.

Тепличный бизнес переживает сегодня не самые лучшие времена. Большинство теплиц изношено, а те, что работают, неконкурентоспособны из-за высоких затрат на воду и электричество. В Шуйском районе тепличных хозяйств практически не осталось. Одно из немногих сохранившихся — в СПК «Перемиловский», с председателем которого, Александром Морозовым, мы и обсудили проблему.

— Александр Николаевич, какие объемы продукции вы производите в теплицах вашего хозяйства?

— На 15 сот­ках пленочных теплиц мы выращиваем огурцы и рассаду капусты. Огурцов, которые начинают поспевать с июля, собираем до 12 тонн. Это немного, но даже такое количество продукции не всегда удается реализовать по выгодной цене. В позапрошлом году, например, почти всю капусту — 270 тонн — нам пришлось скормить коровам. Деньги, которые планировали выручить от продажи капусты, мы все-таки получили — через молоко, но разве для этого мы ее сажали? Несмотря на то, что год был засушливый, капуста уродилась отменного качества, но население ее так и не увидело.

— В чем причины?

— Нет рынка сбыта. Супермаркеты заключают договор только на круглогодичную поставку товара, а из-за отсутствия хранилищ у нас такой возможности нет. Огурцы мы реализовываем в мелких торговых точках только во время сезонного сбора. Такие незначительные партии продаж хозяйству погоды не делают. С реализацией капусты дела обстоят не лучше. Осенью местные перекупщики предлагали нам 5 рублей за килограмм капусты, а себестоимость ее, в которую входят затраты на семена, материалы, оплату труда работников, составляет 8-60. Конечно, такая реализация для нас невыгодна. Лет 6-7 назад мы полностью обес­печивали капустой все городские и детские сады и школы, ее брали и на хранение, и на засолку, потому что она лучше и дешевле привозной. Но сейчас такой возможности у нас нет. Мы предлагали реализовывать выращенную нами капусту через городской отдел образования, но у нас отказались ее взять — тендер на поставку капусты в детские образовательные учреждения выиграли перекупщики. В результате капусту закупают по более высокой цене, чем предлагало наше хозяйство.

— Почему конкурс выиг­рали перекупщики, а не вы, производители?

— В тендере участвуют лоты, в которых указаны сразу несколько наименований сельскохозяйственной продукции, например, картошка, лук, капуста, свекла. А мы выращиваем только два вида — огурцы и капусту. Понятно, что такой конкурс мы выиграть не сможем…

— Какие пути выхода из этой непростой ситуации вы видите?

— Путь только один — помощь государства. Во всех развитых странах сельское хозяйство дотируется, в Германии, например, на гектар земли выделяется средств в десятки раз больше, чем у нас. В настоящих условиях своими силами наше хозяйство обеспечить население продуктами не может. Постоянно растущие затраты на ГСМ, минеральные удобрения, электричество, запчасти для техники, с одной стороны, и недостаточная финансовая поддержка государства, с другой, не дают развиваться сельским производителям.

Сдерживает их развитие и отсутствие рынков сбыта, невозможность реализовать продукцию по выгодной цене. СПК «Перемиловский», например, мог бы поставлять городу 300-400 тонн капусты, но пока у нас нет налаженного сбыта, в проигрыше оказывается и само хозяйство, и город. Крупные торговые сети должны быть заинтересованы в продукции местных производителей — дешевой и экологически чистой. Есть и еще одна проблема — отсутствие хороших хранилищ. Раньше город закупал у хозяйств тонны овощей, которые хранились на огромных базах. Сейчас мы не можем нарастить объемы производства только потому, что часть урожая попросту пропадет — овощи негде хранить. В конечном итоге все сельскохозяйственные проблемы отражаются на кармане наших потребителей.

От 26 Марта 2013 года Лариса ПЕРЕПЁЛКИНА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий