Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
В мире тысячи людей почитают его как великого праведника. При жизни он молился обо всех, кто нуждался в помощи.
К нему в храм приходили люди разных исповеданий, было и немало случаев перехода в православие. На фотографиях владыка Иоанн часто выглядел невзрачно, то есть совершенно по-монашески: сутулая фигурка, беспорядочно распущенные по плечам темные волосы с проседью. При жизни он к тому же прихрамывал и имел дефект речи, затруднявший общение. Но все это не имело ровно никакого значения для тех, кому пришлось опытно удостовериться в том, что в духовном отношении он был подвижником по образу святых первых веков христианства.
Облик его мало соответствовал высокому сану: одежду он носил самую простую и в любую погоду обходился легкими сандалиями,
а когда случалось, что и эта условная обувь переходила кому-нибудь из нищих, привычно оставался босиком. При этом бедным он помогал непрестанно, раздавая хлеб, деньги, и с тем же постоянством подбирал в переулках, среди трущоб, беспризорных детей, для которых им был основан приют. Не имея ничего, для сотен и тысяч людей он стал неутомимым жертвователем: Господь подавал ему все необходимое.
Только самые близкие знали, насколько строгий, аскетический образ жизни ведет их владыка. Пищу он принимал обычно лишь раз в день в самом ограниченном количестве, а спал всего пару часов, сидя или согнувшись на полу перед иконами. Кроватью не пользовался никогда. И при такой требовательности к себе, для паствы владыка Иоанн оставался добрейшим, терпеливейшим духовником. В прозорливости владыки убеждались тогда, когда он обнаруживал детальное знание обстоятельств людей, прежде с ним не знакомых, еще до того, как ему был задан вопрос, сам называл имена тех, о ком его собирались попросить помолиться, или без всякого смущения отвечал на обращение к нему в мыслях. Если и была с его стороны строгость, то лишь в отношении того, что касается правильного исповедания основ вероучения, сохранения церковной традиции и благоговейного отношения к святыне.
По воле родителей, – с их мнением он серьезно считался всю жизнь, – прежде духовного он получил светское образование: в Полтавском кадетском корпусе, а затем – в Харьковском университете. После революции, в 1921-м, семья Максимовичей эмигрировала в Белград, где будущий владыка стал студентом богословского факультета. В 1926 г. принял он монашеский постриг с именем Иоанн в честь своего дальнего родственника – святителя Иоанна Тобольского.
В Шанхае он прослужил почти двадцать лет и был возведен там в сан архиепископа. С приходом коммунистов владыка организовал эвакуацию своей паствы на Филиппины, а оттуда – в Америку. В 1951 г. владыку Иоанна назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской зарубежной церкви. А на склоне лет его ожидало новое церковное «послушание». По ходатайству тысяч русских, знавших владыку по Шанхаю, его перевели в самый крупный кафедральный приход Русской зарубежной церкви – в Сан-Франциско.
Удивительной была и кончина архиепископа Иоанна. В тот день, 2 июля 1966 г., он служил литургию, и еще долго, в общей сложности около трех часов, оставался в алтаре. Кончина его была мгновенной. Он до последнего, по-монашески, оставался на ногах, и умер в кресле, в своем кабинете.