Страна вспомнила о рабочих кадрах
О том, как изменить отношение к среднему специальному и начальному образованию в условиях сегодняшнего дня, рассказал директор лицея № 4 Олег Воробьев.
В Ивановской области готовится долгосрочная целевая программа по развитию начального и среднего профессионального образования. Реализация программы позволит модернизировать учебно-материальную базу большинства образовательных учреждений, организовать стажировку на базе шести созданных региональных ресурсных центров всех преподавателей и мастеров производственного обучения. И делать это планируется незамедлительно, поскольку дисбаланс между потребностями регионального рынка труда и предлагаемыми кадрами, которые готовят профтехучилища, сегодня налицо.
– Олег Владимирович, поделитесь, пожалуйста, с читателями «МС» вашим мнением относительно долгосрочной целевой программы по развитию начального и среднего профобразования в нашей области.
– Эта программа нужна. Потребность в ней созрела. Сегодня каждое учреждение подстёгивают к тому, чтобы работать с контингентом, работать на перспективу, активно вести профориентационную работу. Каждое учреждение образования должно эффективно продать свои образовательные услуги на рынке труда и полностью выполнить государственное задание.
– Сейчас готовят в колледжах и лицеях не совсем те кадры, которые востребованы в регионе?
– Я не соглашусь с вами.
В частности, в нашем учреждении – 100-процентное трудоустройство. Несмотря на то, что часть ребят уходит в армию, после демобилизации, и мы это отслеживаем, практически все они работают по специальности.
– Одна из задач долгосрочной целевой программы – это обновление материальной базы.
– Эта работа уже началась в соответствии с графиком. В часть шуйских училищ, колледжей и лицеев уже началась доставка оборудования: профессиональный лицей № 42 уже получил часть оборудования, в Сергеевский колледж прислали новенький трактор. А мы получим средства на оснащение лабораторий, закупку учебного оборудования и техники в следующем году. Важно также, что регион на сегодня оставляет нам средства, которые мы сами зарабатываем, обучая некоторые категории учащихся на коммерческой основе, поэтому мы эти деньги аккумулируем и стараемся вкладывать в укрепление материально-технической базы.
– В этой программе ещё говорится и об организации стажировки преподавателей и мастеров на базе региональных ресурсных центров.
– Мы сегодня уже реализуем эту идею – готовы заключить договоры с колхозами им. Арсения (Чижово) и им. Горького (Афанасьевское). На базе этих СПК будут созданы ресурсные центры, и в них будут проходить переподготовку наши мастера-преподаватели, а учащиеся в этих хозяйствах сегодня проходят практику.
– По городу и району ходят слухи, что сельскохозяйственный колледж (с. Сергеево) и ваш лицей в скором времени будут объединены. Подтвердите или опровергните эти слухи.
– Пока разговор ни о чём. Никаких подвижек к такому объединению нет.
– Если бы таковое произошло, это было бы благом или нет?
– Чтобы говорить о плюсах и минусах, нужно посмотреть в суть этой реформы. Хотя бояться этого не надо. Я, как руководитель учреждения, этого не боюсь. Самое главное, чтобы все реформы шли во благо учащимся.
– Спасибо. Это всё, что я хотел спросить. Может, что-то есть добавить от себя?
– Я хочу пригласить через вашу газету потенциальных наших абитуриентов. Начальное и среднее профессиональное образование – это тот костяк, о котором в 90-е годы люди забыли. На сегодняшний день выпускники, получившие наше образование, востребованы и зачастую зарабатывают больше, чем выпускники высших профессиональных учебных заведений. Недавно беседовал с двумя выпускниками трехгодичной давности. Они окончили лицей по специальности «столяр-плотник, мастер паркетных работ». И сейчас зарабатывают в два раза больше, чем я, директор.
• Долгосрочная целевая программа по развитию начального и среднего профессионального образования на 2013-2016 годы разработана в регионе для вхождения в 2013 году в профильную федеральную программу.
• В Ивановской области сегодня 24 учреждения начального (более 6,5 тыс. учащихся) и 17 – среднего профессионального образования (более 12,7 тыс. студентов).