Есть ли в Шуе краеведение?
Ответ на этот вопрос корреспондент «МС» искал у известных в нашем городе экспертов музейного дела.
Традиционно наша Шуя является центром краеведческого движения Ивановской области. Родоначальник шуйско-ивановского краеведения – Владимир Борисов – издал книгу «Описание города Шуи и его окрестностей», которая и легла в основу местного краеведения. Считается, что краеведческое движение в Шуе находится на достаточно высоком уровне. Во-первых, у нас функционируют два муниципальных музея, они проводят в течение года несколько краеведческих конференций, в том числе межрегиональных. Кроме того, краеведение сейчас активно развивается в сфере образования. Краеведением занимаются в Шуе и несколько организаций, а также ряд ведомственных музеев. Однако все ли так благополучно с краеведением в Шуе, как это принято считать?
К сожалению, ситуация непростая, а порой плачевная
Владимир ВОЗИЛОВ,директор музея им. М.В. Фрунзе, председатель Шуйского краеведческого общества:
– В 60-е годы, по инициативе шуйских краеведов, было решено создать в городе народный крае-ведческий музей. Создавался он долго и трудно. Изначально он был филиалом музея Фрунзе, затем был выделен в отдельную организацию. Задача краеведческого музея – предоставить шуянам и гостям города полноценную информацию об истории нашего края с древнейших времён до наших дней. К сожалению, краеведческий музей оказался сейчас в той ситуации, когда коллекции и фонды, которые там представлены, мягко
говоря, разноплановы. Есть большая коллекция материалов по краеведению, начиная с раскопок и кончая сегодняшней историей наших фабрик и заводов, есть огромная коллекция природного потенциала нашего края, есть коллекция живописи Е.Я. Мазуровой, и есть коллекция, посвящённая Константину Бальмонту, которая целенаправленно формируется в последние годы. Из четырёх столь разнонаправленных коллекций создать единую экспозицию очень сложно. Было предложение вообще переименовать краеведческий музей в музей Мазуровой, так как она внесла очень большой вклад в развитие музейного дела в нашем городе. Но сама Мазурова предполагала развивать в Шуе не краеведческий музей, а картинную галерею. Понятно, что под коллекцию Мазуровой нужно или отдельное помещение, или отдельное крыло здания. Музею Фрунзе повезло больше, в нем собирались материалы, связанные с жизнью и деятельностью М. Фрунзе, и музей всегда носил мемориальный характер.
Что касается ситуации с народными музеями в Шуйском районе, то она крайне плачевная. Полностью утрачен Дуниловский музей, утрачен музей в селе Дорожаеве, а его фонды переданы в Колобовскую школу. Пока на достаточно приличном уровне сохраняется музей в селе Васильевском. В Шуе практически утрачены все ведомственные фабрично-заводские музеи.
Краеведческого музея в городе сегодня нет
Любовь КОРОЛЁВА, краевед, бывший музейный работник:
– В музее должна быть концепция развития на ближайшие 3-5 лет. Прежде всего, это собирательская работа, в которой определяются темы сбора материала. Это научная работа, то есть изучение, обработка и подготовка к представлению материалов, хранящихся в фондах. Это непосредственно фондовая работа – атрибуция каждой единицы хранения. Это массовая работа: конференции, семинары, занятия со школьниками, с жителями по темам, определенным музеем. В общем, музей – это здание, оно есть, это фонды – они у нас богатейшие, это коллектив – он тоже есть, это финансирование – оно имеется. Но самое главное в музее – экспозиция. А ее в литературно-краеведческом музее нет!
Наши дети и внуки должны знать о прошлом своего города все, а музей сегодня не занимается краеведением, он работает только по Бальмонту. Но и экспозиции по Бальмонту тоже нет. Есть зал о жизни поэта, а рассказа о его произведениях нет. Сейчас музей готовится к юбилею Бальмонта. И опять будут одни только мероприятия, а создания экспозиции – нет. И вообще, с какой стати краеведческий музей носит имя Бальмонта? Если уж давать имя краеведческому музею, то или Борисова, или Звездина, или Шлепина. А музей Бальмонта уместнее сделать в школе №2, отдав под него какое-то крыло. Ведь здание школы имеет непосредственное отношение к Бальмонту. Само здание – уже памятник, раритет, таких в стране уже и не осталось. Да и коллектив школы нацелен на воспитание по Бальмонту. А в нынешнем здании необходимо сделать краеведческий музей. Не должно быть под одной крышей сборной солянки! Оговорюсь, Бальмонт должен присутствовать в основной экспозиции как человек своего времени, т.е. там, где будет рассказано о Шуе того времени. Сейчас наш музей стал домом культуры: поем, пляшем, пьем чай. А краеведения – нет. Есть тусовка одних и тех же людей. А где школьники, где будущие краеведы? Кто им привьет любовь к замечательному прошлому нашего края?
Экспозиция по археологии будет формироваться
Наталья ШЕПТУХОВСКАЯ, директор литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта:
– Говорить,что в музее Константина Бальмонта занимаются только творческим наследием поэта, было бы неправильно. Константин Бальмонт – это одна из основных частей, это литературное краеведение. Параллельно в музее развивается как культурное, так и историческое краеведение. В историческом краеведении я хотела бы выделить такой момент: изучая фонд музея, потенциальную возможность населения сдачи в музей предметов, мы тем самым работаем в нише исторического краеведения. Археологическая коллекция, которая поступает из клуба «Клио», вся приходуется и поступает в фонд музея. Из этих находок мы будем формировать экспозицию по археологии города и района. Изучая запасники, мы занимаемся также исследованием документов по шуйскому купечеству, по развитию библио-течного дела в Шуе и т.д. Мы открываем новую линию, которая не так ярко была представлена раньше – это создание шуйского генеалогического общества. У шуян великолепные корни, а этой темой краеведения в Шуе ещё никто не занимался. Через фамилии, я думаю, мы выйдем на другой взгляд истории города Шуи. Также малоизученный пласт – это церковное краеведение. Ему мы планируем уделить больше внимания. Определенных успехов в этом плане мы уже достигли. Музей наш также начал заниматься усадебной культурой.