year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
В родном языке – наша судьба - «Местный спрос»

В родном языке – наша судьба

Слово в защиту русского языка высказала доцент кафедры русского языка ШГПУ Надежда Варзина.

— Надежда Петровна, сегодня мир отмечает Международный день родного языка. Зачем народам нужен родной язык?

Язык называется родным, потому что способен объединить людей, родственных по духу и вере, по историческим стечениям обстоятельств. Наш родной язык — русский. И всё духовное богатство нашего народа может передаваться другим поколениям только на русском языке в литературной его форме. В СССР родным языком для большинства людей был русский. У всех было единое понимание общих ценностей огромной страны. Например, все по-родственному переживали полёт в космос Ю. Гагарина, все знали творчество А. Пушкина, киргизского писателя Ч. Айтматова, грузинского поэта Ш. Руставели, литовского поэта Э. Межелайтиса. То есть величайшая ценность того времени, объединявшая всех жителей в одно понятие «советский народ», была выражена только при помощи русского языка. «Язык народа есть его дух, и его дух есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное» – так говорил великий немецкий мыслитель В. фон Гумбольдт. Мы должны помнить, что государство живёт до тех пор, пока язык востребован его народом.

— Но сегодня английский язык все активнее вторгается в нашу жизнь, и с этим не поборешься…

— Английский язык, действительно, необходим, например, для делового партнёрства, карьерного роста, он существует как язык рабочий, но он не может выразить наших чувств, наших переживаний, эстетического наслаждения и, естественно, исконно русских понятий. Тонкие, хрупкие и дорогие взаимоотношения между людьми выстраиваются на языке родном, а не на английском или каком-то другом иностранном языке.

— Как изменилось отношение к русскому языку с советских времен?

— К сожалению, отношение к родному языку современных молодых людей в корне отличается от того, каким оно было в советское время. С современным студентом общаться сложнее, потому что между преподавателем и студентом образовалась определенная яма, которой в недавнем прошлом не было. Это выражается в отсутствии необходимых общекультурных знаний у студента. Современный молодой человек не знает басен И. Крылова, не знает, кто такой дед Щукарь, кто написал оперу «Евгений Онегин», смешивает события отечественных войн. Будущие студенты уже знают мало из того, что составляет наше национальное богатство в отечественной литературе, искусстве, науке, а это ограничивает возможность владеть родным языком в полной мере. Без этих знаний возникают пустоты, которые очень быстро и незаметно заполняются цинизмом, хамством, развратом, подменой ценностей, а для подобного самовыражения богатства родного языка не требуются.

— У молодых людей сегодня другие источники знаний…

— Да, молодежь освоила интернет, владеет новыми техническими средствами. Но духовное содержание личности не возникнет из ничего. Мы все учились и хорошо помним: «Ничто не возникает из ничего». Чтобы обогатиться духовно, надо много трудиться душой… «Не позволяй душе лениться!» — писал неизвестный сегодня молодёжи Н. Заболоцкий, открывая для всех универсальное средство защиты от всего пагубного. Духовному развитию человека способствуют книги, и духовным содержанием русского человека всегда была православная вера.

— Кто виноват в духовной глухоте подрастающего поколения?

— Если так ставить вопрос, то виноваты все мы, прежде всего взрослые. Видимо, мы предполагали, что всё накопленное без наших усилий будет просто перетекать из поколения в поколение, оказалось, что это не так, оказалось, что над этим надо всегда всем трудиться. Всем, то есть всему обществу, а не только школе. Кстати, сегодня большая роль отводится и дошкольным учреждениям, воспитатель — первая и ответственная образцовая фигура в речевой деятельности дошкольника. Сегодня должной связи между обществом, родителями и детьми, к сожалению, нет. Подростку очень не хватает общения, которое способствует выработке своей позиции в рамках понятий ценностей семьи и человеческого общежития. Человек счастлив только тогда, когда он понят, услышан, но для этого он сам должен суметь изложить свой интерес так, чтобы быть и услышанным, и верно понятым. Без языка этого невозможно сделать. Родители должны понимать, что любовь к родному слову можно привить совместным чтением.

— Способно ли виртуальное общение заменить общение живое?

— Замена реальной действительности на виртуальную очень опасна. Особенно для человека юного, неокрепшего. Общаясь виртуально, подросток воспринимает интернет-язык как норму, как естественный язык, который не заставляет его быть ответственным за каждое слово, за интонацию. В интернет-языке много цинизма, пошлости, много небрежных, хамских речевых оборотов, сквернословия и нецензурных выражений. Несозревший человек может испытать этот цинизм на себе, почувствовать боль, а в реальной жизни у него может появиться желание отомстить, и зачастую он воплощает это опасное желание в том же цинизме, в сквернословии, в правонарушениях и т. д.

— Но ведь интернет сегодня не закроешь?

— Общество должно знать о той опасности, которой подвергаются школьники, находясь без взрослых в пространствах интернета. Каждый из родителей, кто по-настоящему ответственно озабочен судьбой своих детей, будет прививать интерес к родной литературе и укреплять его в нравственных понятиях через постоянное общение прежде, чем ребёнок получит самостоятельность в действиях для входа в интернет. До сих пор неблагоприятное воздействие на подростков оказывают неэстетичные баннеры и безграмотная реклама на улицах, на радио и телевидении. Школьный учитель-словесник не в силах с этим бороться, его труд становится малоубедительным, потому что взрослых устраивает всё то, на что учитель просто обязан обратить внимание учащихся как на неправильное. Хотелось бы напомнить всем нам, что все победы прошлого, все достижения культуры, искусства и науки, прославившие Россию, совершались на нашем родном языке. Не случайно И. С. Тургенев, живший во Франции, назвал русский язык «поддержкой» и «опорой» в минуты невзгод. Именно родной язык определяет судьбу как конретного человека, так и государства в целом. «Но нельзя верить, — сказал И. Тургенев, — чтобы такой язык не был дан великому народу!». Однако чтобы сегодня воплотились эти слова нашего соотечественника в жизнь, необходимо всем очень много духовно трудиться.

Английский язык: мода или необходимость?

Алексей Шестернин:

– Знать английский – это не мода, а тенденция: компьютерные программы сейчас все на английском языке. Но русский язык нужен. Это наше культурное наследие, средство общения, выражения своих мнений. Это основная задача для русского языка. В будущем, мне кажется, вся страна будет говорить на двух языках: своем языке и английском.

Мария Ушакова:

– Знать английский – это не мода, а необходимость. В нашем университете учатся студенты из разных стран. Лучше с ними общаться на английском языке. Русский язык обязателен. Мы живем в России, и невозможно забыть наш родной язык, язык наших предков, язык наших родителей, это наш язык, язык наших будущих детей. Это часть нашей культура наряду с нашими традициям, обычаями и религией.

Екатерина Кузнецова:

— Английский язык в интернете нужен, поскольку он международный и общепринятый. К тому же в сети пользоваться одним языком удобнее. Русский язык в интернете нужен в нашей российской сети РУ. Использование иностранных слов в повседневной жизни необходимо ограничить. Мы русские, и говорить надо на русском, родном языке. Засилье иностранных слов раздражает.

От 22 Февраля 2012 года Беседовала Ирина КЛИННИКОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий