Нужны ли детям куклы-инвалиды?
Минздравсоцразвития России запускает первый этап государственной программы «Доступная среда», направленной на формирование правильного отношения общества к людям с ограниченными возможностями. В дополнение к начавшимся мероприятиям, обустраиваются города и рабочие места в соответствии с нуждами людей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны также слоганы и рекламные ролики, призванные обратить внимание общества на проблемы инвалидов. Некоторые политики пошли дальше, полагая, что мысль о равноправии людей нужно прививать ребенку с малых лет, предлагая для игры как «здоровых» пупсов, так и пупсов‑инвалидов. Куклы в инвалидных колясках, на костылях и с перевязанными ножками, по мнению бывшего заместителя мэра столицы Л. Швецовой, должны появиться в детских садах, чтобы малыши перестали замечать особенности здоровья некоторых людей.
Наталья Кондратенкова,
учитель изобразительного искусства:
— У меня двойственное отношение к таким куклам. С одной стороны, каждый ребенок любит свою игрушку и будет жалеть куклу-инвалида. С другой стороны, некоторые взрослые сами агрессивно относятся к людям с отклонениями в здоровье, поэтому подобные эксперименты нужно проводить с опаской.
Оксана Алехова,
методист городского объединения психологов и педагогов:
— Конечно, дети должны знать, что, кроме здоровых людей, среди нас живут люди, ограниченные в своих возможностях. И все же, перед внедрением таких кукол в учреждениях дошкольного образования, нужно подготовить детей к такому новшеству. Необходимо провести ряд занятий, где детям объяснят, что инвалиды — полноправные члены общества, которых также нужно уважать и считаться с их мнением. Иначе можно добиться противоположного эффекта.
Наталья Закорюкина,
учитель начальных классов:
— Для современных детей это было бы неплохо. Здоровые дети изолированы от инвалидов, поэтому нередко мы можем наблюдать неадекватную реакцию ребенка, когда он видит человека, скованного в своих движениях, хромающего или передвигающегося в инвалидной коляске. Если в игрушках будут представлены такие явления, это научит детей относиться к инвалидам с пониманием и осознанием того, что инвалид — полноценная, а не ущербная личность, и стал таким не по своей воле. Куклы-инвалиды побудят детей заботиться о таких людях, помогать им ориентироваться в жизни.