year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Маленькая принцесса или маленькая разбойница? - «Местный спрос»

Маленькая принцесса или маленькая разбойница?

На что нацеливать девочку: на семью или на карьеру? Выбор за родителями.

XX век открыл перед женщинами невиданные возможности: учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И всё бы шло отлично, да только семья затрещала по швам. Времени у женщин не стало хватать на детей и мужа. Начались разводы. Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из простых. Одно дело — с детства внушать дочери, что главное — это активность и независимость. Совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность — качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с лидерством.

Остальное приложится?

Взрослые, знающие, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать на создание крепкой семьи, а остальное приложится. «Ничто ни к чему не прикладывается, — возмущаются другие. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть. Либо семья, либо карьера». Однако в данном вопросе эта железная логика даёт сбои. Многие женщины с несложившейся личной судьбой озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это плохо сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Другая ситуация: у женщины скандалы в семье и дети отбились от рук. Сколько бы она ни гнала от себя тревожные мысли, они будут мешать ей сосредоточиться на работе. Часто женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя, что приходится тратить время на воспитание ребёнка! Но случись с ним что — и матери ничто не мило. Было бы дитя живо‑здорово. Выходит, что, строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина проигрывает на обоих поприщах.

О минусах «бесполой» педагогики

В одном английском графстве поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе. Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек. Поэтому когда дети учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс неуспешности. В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически слабее, и неаккуратней — в тетрадках грязь, почерк плохой, оценки тоже. Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают лучшие результаты. С другой стороны, девочки, раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, при раздельном обучении не отвлекаются на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записками…

Я побывала в московском детском саду, где у мальчиков и девочек занятия и прогулки совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры — врозь. Я подумала: «Вот оно — нормальное воспитание, без непристойностей и рассекречивания недетских тем…» С детьми здесь не муссируют тему «откуда я взялся?», а просто каждый день преподносят образцы мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, галантными по отношению к девочкам, девочек — добрыми и нежными.

Маленькие принцессы

Когда попадаешь на девичью половину, изумлению нет конца: гостиная с миниатюрной мягкой мебелью, мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, стол с блюдами, вылепленными из теста, куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Они и держатся соответственно. Хотя впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек, ибо во многих семьях нынче грубость и агрессивность — норма жизни. Но девочки быстро меняются: в уютной и благородной обстановке вести себя по-хамски немыслимо. Приходя на девичью половину в гости, мальчишки разевают рты от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно мужскому антуражу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. И пока детсад был обычным, сорванцы не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь же они не только не обижают девочек, но с удовольствием уступают лучшие места.

Воспитание женственности

Основная проблема воспитания девочек — воспитание женственности. Ибо в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, утратили женскую мягкость, чистоту и наивность, которая так трогает сильных мужчин. Современный стиль — агрессивный, дерзкий. Девочки не отстают от парней: матерятся, занимаются карате, курят, пьют, «меняют партнеров», вступают в банды. Женственность непрестижна, воспринимается как проявление слабости. В почёте девочки, способные уложить противника на лопатки. Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями. Но оно им и не нужно.

А игрушки? Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных оружием? Я уж не говорю про книги. Ныне книг для девочек вовсе нет. Бульварные книжонки, переведённые с английского или наспех состряпанные отечественными авторами, мало того, что портят литературный вкус, но и напитывают девочек ненужными в их возрасте знаниями, учат «искусству совращения». В этих книгах, пользуясь тем, что подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, совершается подмена: вместо любви платонической, возвышенной юных читательниц нацеливают на то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах заголовками типа «Неужели ты в тринадцать лет всё ещё девственница?» Бульварная литература внушает мысль о допустимости постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит как эталон образ напористой героини, которая не стесняется навязываться парням, превыше всего ставя удовольствия, а потому нарушает моральные нормы, считая их дремучими предрассудками.

Отказываясь от скромности, мягкости, умения терпеть и сострадать, девушки отрекаются от своей природы и переходят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала полосы на спине, она в тигра не превратится. Так и «продвинутым» девочкам кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать. Но быстро выясняется, что парни смотрят на них как на объект потребления. А вещь в потребительском обществе ценится, пока она новая. Как только девичья свежесть проходит, «объект» становится не интересен. А чувства, переживания… Смешно, — какие чувства у вещи?

И все же, почему одни девочки — маленькие принцессы, а другие — маленькие разбойницы? Неужели дело только в воспитании? Нет, конечно. Многое зависит от характера ребенка и его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные девочки или авантюрные по складу своего характера. Девочки, имеющие старших братьев, часто подражают мальчишкам. Надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и настроить её на что-то положительное. Даже маленькую разбойницу реально воспитать ласковой и послушной.

Родителям необходимо уделять повышенное внимание романтическому воспитанию девочек. Рассказывайте дочкам про родственниц и знакомых, которых считаете образцом для подражания. Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней немало примеров женской чистоты, самоотверженности, милосердия. Чаще ставьте дочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то заботиться. И отмечайте это как большое достоинство! Не поощряйте интерес дочерей к косметике. Иные мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек ухаживать за собой, накупают 10‑летним девочкам «детской» губной помады и теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют производители косметики, понятно: чем больше покупателей, тем лучше. Но зачем родители покупаются на эти дешёвые уловки?

От 6 Декабря 2011 года Татьяна ШИШОВА, православный детский психолог.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий